На днях состоялась встреча между новым министром обороны Аргентины Хорхе Тайаной и российским послом Дмитрием Феоктистовым, в ходе которой вновь прозвучало предложение о поставках истребителей МиГ-35 для ВВС Аргентины. И хотя посол заверил, что условия финансирования, которые предлагает его правительство, будут более благоприятными по сравнению с условиями поставки китайских самолетов JF-17 Thunder, это было не самым удивительным. Дело в том, что Россия также предложила бесплатно обучать персонал трех родов войск Вооруженных сил Аргентины. Это чрезвычайно щедрое предложение.
Газета «Ámbito Financiero» получила возможность ознакомиться с российским предложением. Прежде всего, посол отметил, что его страна по-прежнему предлагает ВВС Аргентины учебно-тренировочный легкий штурмовик Як-130 и истребитель МиГ-35 на исключительно выгодных условиях. В документе упоминается о том, что цена на МиГ-35 составляет около 30 миллионов долларов. Журналисты выяснили, что китайские истребители J-17 Thunder Block III были предложены примерно по 50 миллионов долларов каждый. Речь шла о 12 самолетах в работоспособном состоянии, базовом пакете вооружений, подготовке пилотов и техников, а также гарантированном материально-техническом обслуживании в течение нескольких лет. Таким образом, покупка МиГ-35 представляется более экономичным выбором.
Впрочем, как всегда, «дьявол кроется в деталях». Что представляет собой конфигурация МиГ-35 за 30 миллионов долларов? Какое оборудование она включает в себя? Согласно различным источникам, МиГ-35 может стоить до 70 миллионов долларов, в зависимости от выбранной конфигурации. Вероятно, удешевленная версия не будет включать радар с активной решеткой AESA и другие современные электронные элементы. Поставляются ли эти истребители с RAM-покрытием, снижающим радиолокационную заметность? А как насчет материально-технического обслуживания и вооружений? Это отнюдь не второстепенная информация.
С экономической точки зрения, должен быть выбран вариант, который предоставляет наибольшие возможности в рамках бюджета, выделенного на программу. Таким образом, российское предложение звучит на языке, понятном аргентинскому правительству, которое вынуждено руководствоваться, прежде всего, экономическими соображениями. Оно вселяет надежду на обновление ВВС страны, которые десятилетиями страдают из-за бюджетного голода.
Однако Россия идет еще дальше, и это самый примечательный аспект беседы между послом Феоктистовым и министром Тайаной. Он заключается в том, что в список соглашений о военном сотрудничестве, подписанных между двумя странами, входят специальные курсы обучения для подводников, летчиков и танкистов, причем все это исключительно за счет России.
Таким образом, фактически Москва предлагает не только боевой самолет для ВВС Аргентины, но и своего рода стратегическое партнерство. Очевидно, что аргентинские военные, которые пройдут подготовку в России, будут обучаться на российских самолетах, бронетехнике и подводных лодках. Их также будут обучать российской тактике и доктрине. За исключением вертолетов Ми-171, которые используются ВВС для антарктических операций, Вооруженные силы Аргентины традиционно оснащались западной техникой, а поэтому следовали, соответственно, западной доктрине и даже идеологии. Таким образом, принятие российского предложения в целом означало бы разворот на 180 градусов, как в материальном, так и в доктринальном плане.
Итак, косвенным образом Россия предлагает Аргентине возможность переоснастить ВВС, армию и флот на основе самой современной тактики, которая включает уроки, извлеченные из боевого опыта в Сирии, под весьма соблазнительной аргументацией сверхвыгодного финансирования и бесплатного обучения личного состава. Это органичный ответ на потребности Аргентины, который правительство должно рассмотреть самым серьезным образом.
Если оставить в стороне экономические и дипломатические соображения, сравнить между собой два истребителя, МиГ-35 и JF-17, весьма непросто. По сути, конкуренция неравная, поскольку JF-17 – легкий одномоторный истребитель, а МиГ-35 –двухмоторный. По таким параметрам как полезная нагрузка, мощность и летные характеристики МиГ-35 превосходит китайско-пакистанский продукт. Однако есть и другие аспекты, которые могут изменить ситуацию.
До сих пор в природе существует лишь прототип JF-17 Block III, а производственная линия была открыта только 30 декабря 2020 года. Серийных машин еще нет, поэтому стоит задать вопрос: будет ли соблюдена цена в 50 миллионов долларов, а также обеспечит ли машина обещанные характеристики, и какие инструменты есть у ВВС Аргентины для достоверной оценки предлагаемой системы? Наконец, учитывая, что ВВС НОАК также нуждаются в новых самолетах, когда гипотетический JF-17 будет доставлен в Аргентину?
Выбор в пользу МиГ-35 также связан со спорными моментами. Если Аргентина примет российское предложение, она станет первым экспортным заказчиком этой модели. Известно, что ВВС России неохотно закупили несколько единиц МиГ-35 без направляющих сопел и радара AESA, скорее чтобы поддержать производителя, а не потому, что они были нужны.
Выбор в пользу МиГ-35 является более рискованным, поскольку, несмотря на все обоснованные сомнения, у JF-17 есть гарантированное будущее в ВВС Пакистана. А будущее МиГ-35 находится под вопросом. Помимо отсутствия интереса со стороны ВВС России и отсутствия иностранных заказчиков, главная угроза исходит от внутренней конкуренции в форме перспективной модели легкого истребителя Су-75 Checkmate.
Этот истребитель пятого поколения, в котором будет использоваться большая часть оборудования и технологий Су-57, должен стать российским «экономичным вариантом» с сильным акцентом на экспорт, но, разумеется, и для отечественных ВВС. До тех пор, пока Checkmate не станет реальностью, Россия будет предлагать МиГ-35, но после 2026 года, когда, согласно прогнозам, с завода начнут поступать первые серийные самолеты, трудно сказать, какое будущее ожидает истребитель МиГ.
Выбор наилучшей системы вооружений для любой страны – это нечто гораздо большее, чем просто выбор самого боеспособного самолета или лучшего предложения с точки зрения экономики. Существует множество аспектов, которые нужно принять во внимание, прежде чем принять решение. Будь то МиГ-35 или JF-17 Thunder (или другой самолет), приобретение такой сложной системы, как современный истребитель – это решение, которое будет сказываться в течение 30 лет, и его не следует принимать легкомысленно.