Глобальная финансовая революция и зарождение нефтерубля: Россия берет пример с Америки

Иностранные критики США уже давно возмущены «непомерными привилегиями» доллара как мировой резервной валюты. Америка может выпускать валюту, не подкрепленную ничем, кроме «полного доверия к Соединенным Штатам». Иностранные правительства не только принимают их в качестве платежного средства в торговле, но и покупают на них ценные бумаги США, фактически финансируя Вашингтон и его бесчисленные войны. Ни одно государство до сих пор не смогло успешно нарушить это правило. Почему этого до сих пор не случилось? А если все же случится, что это будет означать для США и мировой экономики?

Для начала, немного истории: доллар был принят в качестве мировой резервной валюты на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, когда он еще был обеспечен золотом. Суть соглашения заключалась в том, что золото и доллар будут играть роль глобальных резервов, причем долларовые бумаги будут погашаться золотом по первому требованию, исходя из цены 35 долларов за унцию.

Однако война во Вьетнаме и социальные программы  истощили бюджет США. Президент Франции Шарль де Голль обменял большую часть резервов Франции на золото и пригрозил обменять остальное, а затем другие страны последовали его примеру. В 1971 году президент Никсон отменил конвертируемость доллара в золото, чтобы избежать полного истощения золотого запаса США. Чтобы поддержать падающий доллар, Никсон и его госсекретарь Генри Киссинджер заключили сделку с Саудовской Аравией и странами ОПЕК. Соглашение предусматривало, что ОПЕК будет продавать нефть только за доллары, которые будут храниться в банках США и Британии. В свою очередь, США будут защищать страны ОПЕК от военной агрессии.

Эта сделка оставалась неизменной до 2000 года, когда Саддам Хуссейн нарушил ее, продав иракскую нефть за евро. Президент Ливии Муаммар Каддафи последовал его примеру. Вскоре оба лидера были убиты, а их страны разрушены в войне с США.

Первый вызов «нефтедоллару» со стороны крупной державы, был брошен в 2022 году. Через месяц после начала военной операции на Украине США и их европейские союзники ввели жесткие финансовые санкции против России. Карательные меры включали замораживание почти половины из ее 640-миллиардных международных резервов, отключение нескольких крупнейших российских банков от глобальной платежной системы SWIFT, введение экспортного контроля для ограничения доступа России к передовым технологиям и другие ограничения. Встревоженные россияне поспешили изъять рубли из банков, и стоимость российской валюты резко упала, точно так же, как это произошло с долларом в начале семидесятых.

Доверие к доллару США как мировой резервной валюте, наконец, было полностью подорвано. Российский президент Владимир Путин заявил 16 марта, что США и ЕС фактически объявили дефолт по своим обязательствам и что замораживание российских активов знаменует крах многолетней надежности так называемых первоклассных активов. А 23 марта он объявил, что российский природный газ будет продаваться «недружественным странам» исключительно за рубли.

Министры энергетики стран G7 отклонили требование Путина и заявили, что оно нарушает условия газового контракта. Но в ответ пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Россия «не занимается благотворительностью» и не намерена поставлять Европе газ бесплатно (поскольку евро и доллары она в настоящее время не имеет возможности использовать в торговле). Санкции сами по себе являются нарушением соглашения об обращении валют на мировых рынках.

А 2 апреля российский газовый гигант «Газпром» официально прекратил все поставки в Европу по трубопроводу Ямал-Европа. Британский профессор Ричард Вернер называет этот шаг Москвы умным повторением того, что сделали США в семидесятые годы. Теперь чтобы получить российские энергоносители, «недружественным» странам придется покупать рубли, тем самым повышая стоимость российской валюты на мировых биржах, подобно тому, как потребность в нефтедолларах поддерживала курс доллара США после 1974 года. И действительно, за последние дни курс рубля поднялся до предвоенного уровня.

Профессор Майкл Хадсон отмечает, что санкции вынуждают Россию делать то, что она сама делала крайне неохотно – сокращать зависимость от импорта и развивать собственную промышленность и инфраструктуру.

«Россия слишком долго увлекалась идеологией свободного рынка, чтобы предпринять меры для защиты своего сельского хозяйства и промышлености. США оказали ей необходимую помощь посредством санкций. Россия обнаружила или вот-вот обнаружит, что ей не нужны доллары для поддержки курса рубля. Ее центральный банк может создавать рубли, необходимые для выплаты заработной платы и образования финансового капитала.

Россия и Китай разработали альтернативы системе обмена финансовыми сообщениями SWIFT, доступ к которой был заблокирован для некоторых российских банков. Лондонский комментатор Александр Меркурис  сделал интересное наблюдение: отказ от SWIFT  означает, что западные банки больше не могут отслеживать российские и китайские сделки.

Евразийская платежная система будет основана на «новой международной валюте», скорее всего, ориентированной на юань и рассчитываемой как индекс национальных валют стран-участниц, а также цен на сырьевые товары.

Эта система неизбежно станет серьезной альтернативой доллару, поскольку ЕАЭС может привлечь не только страны, присоединившиеся к китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), но и ведущих членов ШОС, а также АСЕАН. Западно-азиатские игроки, такие как Иран, Ирак, Сирия, Ливан, наверняка также будут заинтересованы.

Если эта система окажется успешной, как это отразится на экономике США? Инвестиционный стратег Линн Олден пишет, что в долгосрочной перспективе это даже принесет пользу Америке. Дело в том, что доминирование доллара привело к разрушению производственной базы и накоплению колоссального федерального долга. Появление альтернативных резервных валют произвело бы тот же эффект, который санкции оказывают на российскую экономику: стимулировало бы  развитие американской промышленности.

Другие комментаторы также говорят, что статус единственной глобальной резервной валюты, это не только непомерная привилегия, но и непомерное бремя. Утрата этого статуса положило бы конец не только важности доллара, но и разрушительным войнам, которые США финансируют, чтобы сохранить свое господство.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий