М.Бадракумар: Россия «приглушает гром пшеничной войны»

Вчера МИД России совершил мастерский ход с точки зрения военной дипломатии, объявив, что Москва выводит свой гарнизон с острова Змеиный, стратегически важного плацдарма, с которого украинские войска были выбиты в первые дни специальной военной операции.

Это решение было принято через день после телефонного разговора между Сергеем Лавровым и генеральным секретарем ООН Антониу Гуттеришем, который был посвящен продовольственной безопасности. Глава российского МИД «подтвердил готовность России по-прежнему выполнять свои обязанности по экспорту продовольствия и удобрений, несмотря на односторонние санкции западных стран и сбои в работе глобальных производственных и торговых цепочек из-за пандемии Covid».

Лавров также проинформировал Гуттериша о «намерении Москвы продолжать усилия по снижению угроз продовольственного кризиса, в том числе в сотрудничестве с ООН».

Российское министерство обороны назвало объявление о выводе войск с острова Змеиный «жестом доброй воли» и связало его с продовольственным кризисом. В заявлении говорится: «Российская Федерация продемонстрировала мировому сообществу отсутствие каких-либо препятствий для усилий ООН по созданию коридора для транспортировки сельскохозяйственных продуктов из Украины».

Теперь все будет зависеть от украинской стороны, которая до сих пор отказывается очистить от мин побережье Черного моря, включая акваторию порта. По сути, Россия бросила вызов Киеву, чтобы тот внес свой вклад, обезвредив мины на подходах к своим портам. Однако, дипломатический ход Москвы может иметь серьезные военные последствия, поскольку Киев наверняка провозгласит это как свою военную победу.

На первый взгляд, Москва предпринимает гамбит – хитроумную комбинацию, которая лишит ветра паруса западной пропаганды, обвиняющей Россию в дефиците продовольствия. Но, как и в случае с любым гамбитом, здесь имеется определенный риск, поскольку отступление России с острова Змеиный может быть использовано Киевом для возвращения этого стратегического объекта под свой контроль, на чем настаивают американские и британские военные советники.

Москва приняла меры предосторожности, заявив, что не допустит, чтобы сухогрузы с пшеницей сопровождались западными военными кораблями или беспилотниками, и оставляет за собой право инспектировать суда, чтобы убедиться в отсутствии на них грузов военного назначения.

Ранее две крупные операции по захвату острова были отбиты российскими войсками. По оценкам западных военных аналитиков, российское присутствие на острове Змеиный угрожает активам НАТО в соседней Румынии.

Этот шаг России может быть истолкован как выходящий за рамки проблем, касающихся экспорта украинской пшеницы. Разумеется, он устраняет необходимость в каком-либо вмешательстве Запада, о котором говорится в заявлении G7, опубликованном в Эльмау 28 июня. Впрочем, это еще не все.

Россия и Украина, на которые приходится 16 и 10 процентов мирового экспорта пшеницы соответственно, не являются единственными ключевыми экспортерами. США и Канада, которые экспортируют примерно по 25 миллионов тонн, или около 25 процентов глобального объема поставок, и другие крупные западные производители, такие как Франция и Германия, на долю которых приходится еще 12 процентов мирового экспорта, не желают делиться своим зерном с нуждающимися странами, отдавая в последние годы приоритет собственной продовольственной безопасности.

Разумеется, богатые западные страны хотели бы сохранить сырьевые ресурсы, чтобы защитить свою экономику от дальнейших всплесков инфляции. Иными словами, в моменты экономической или политической нестабильности всегда более благоразумно иметь физические активы, а не валюту, которая быстро обесценивается.

Проблема глобального дефицита пшеницы, скорее всего, будет решена только в том случае, если США и ЕС позволят России, крупнейшему экспортеру в мире, возобновить поставки в обмен на снятие санкций. Ведь именно санкции вынудили международные компании разорвать многолетние деловые связи и уйти с российского рынка, что привело к перебоям в поставках. Так, в мае ЕС запретил сотрудничество с черноморским портом Новороссийск, через который традиционно отгружается более половины экспортируемых зерновых из России.

Больше всего Запад тревожит сильная зависимость Африки от российских поставок пшеницы. Она имеет стратегическое значение, поскольку усиливает влияние Москвы на континенте. Стремительно растущее российское присутствие в Африке бросает вызов неоколониальным планам европейских стран. Это уже сегодня ощущается в странах Сахельского региона.

Как бы то ни было, Россия по-прежнему сохраняет свое доминирующее положение в Черном море и не допустит никакой угрозы Крыму. Несмотря на жест доброй воли на острове Змеиный, российская спецоперация не прекращается.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий