Евросоюз близок к распаду: факторы дезинтеграции

Возможный и даже весьма вероятный коллапс европейской экономики повлечет за собой серьезные издержки для существующих общеевропейских институтов. По мнению многих аналитиков, ЕС ждет неизбежный разрыв в той или иной форме.

Это может произойти двумя путями: либо Европейский Союз полностью развалится, либо он мутирует во что-то новое, совершенно не соответствующее изначальной цели создания. Чтобы представить себе общую картину, целесообразно проанализировать факторы, способствующие дезинтеграции ЕС.

До недавнего времени единая Европа стояла на двух политических столпах, которые теперь, похоже, разрушаются. Прежде всего, экономический рост в Германии делал возможным совместное финансирование (за счет дешевых кредитов, бюджетных средств ЕС и клиринговой системы центральных банков) неблагополучных членов альянса, без предъявления их властям политически неприемлемых требований по реформированию экономики. Благоприятная глобальная обстановка позволяла сконцентрировать внимание на экономической интеграции, в то время как культурная, социальная и внешнеполитическая интеграция развивалась гораздо медленнее в силу ряда противоречий.

В настоящее время резкое ухудшение состояния мировой экономики, а также недальновидная внешняя политика Брюсселя угрожают промышленности и уровню жизни в странах ЕС. Разумеется, это сопровождается сокращением масштабов экономической поддержки и вынуждает государства спешно рассматривать возможность изменения своего политического статуса. Наиболее ярко это проявляется в Италии.

Доходность итальянского суверенного долга достигла неприемлемых уровней. Так десятилетние облигации перешагнули психологическую отметку в 4 процента годовых. Между тем, 35 процентов внешнего долга должны быть погашены уже в 2024 году, а в течение ближайших пяти лет необходимо выплатить 50 процентов задолженности.

Без активной поддержки со стороны ЕЦБ итальянский долг является неприемлемым при текущем уровне доходности. Разногласия между членами ЕС по поводу целесообразности выкупа итальянских облигаций неизбежно ослабят единство Евросоюза.

Энергетический кризис также сеет семена внутреннего раздора. По мере нарастания трудностей политика ЕС становится все менее снисходительной. Недавно Венгрия и Чехия отказались от введения потолка цен на российский газ, и теперь ограничения едва ли будут приняты. Европейская комиссия также планирует сократить финансирование правительства Виктора Орбана под предлогом «несоблюдения принципа верховенства права». Едва ли это усилит мотивацию Венгрии оставаться в составе союза.

И вообще, поскольку финансирование зависит от приверженности той или иной страны «общеевропейским ценностям», список изгоев, по мнению аналитиков, будет расти по мере ухудшения экономических условий и ужесточения требований по проведению единообразной политики.

Линии раскола множатся и в связи с санкциями против России. Умеренность в этом отношении, которая необходима Германии и еще больше Италии, принимается союзниками по ЕС неоднозначно, и это даже может повлечь внутренние санкции. Естественно, Россия воспользуется существующими разногласиями, чтобы ослабить сплоченность Европы. В некоторых СМИ сообщается, что Россия готовит первую доставку СПГ со своего нового завода по производству сжиженного природного газа в Грецию. Венгрия, получившая освобождение от санкций, покупает дополнительный газ у России в рамках нового соглашения. Будет любопытно посмотреть, что предпримет Германия, если дефицит энергии окажут на экономику и население такое негативное воздействие, как прогнозируют многие эксперты.

Наряду с финансовыми вопросами, Италия находится «между молотом и наковальней» в области импорта газа. Хотя ей удалось сократить закупки российского газа с сорока до двадцати процентов, возможности в этом отношении полностью исчерпаны. В сущности, только достаточные объемы российского газа могут удержать от краха экономику Северной Италии, где сконцентрирована основная часть индустрии.

Иными словами, это означает, что у президента Владимира Путина есть возможность ввергнуть Италию в глубокую рецессию и создать еще одну проблемную экономику в ЕС. Вполне вероятно, что на этот раз Германия не сможет гарантировать финансирование, необходимое для спасения итальянских компаний и банков. Если это произойдет, в еврозоне может вспыхнуть новый долговой кризис. Вопрос лишь в том, будет ли новое правительство Италии сидеть и ждать этого, или настаивать на переговорах о соглашении с Россией.

По мнению аналитиков, Европейская комиссия в какой-то момент выдвинет идею «восстановительного фонда 2.0», который должен быть значительно больше предыдущего (800 миллиардов долларов). Этот фонд предоставит странам средства для финансирования борьбы с ростом цен на энергоносители, а также поможет облигациям Италии и других стран сохранить доверие рынка. Возможно, ЕЦБ даже будет вынужден объявить о повышении процентных ставок одновременно с мерами стимулирования. Некоторые полагают, что это уже происходит, поскольку баланс ЕЦБ вырос за последний месяц на 13 миллиардов евро.

Комиссия, скорее всего, будет требовать «обязательного сокращения спроса» на электроэнергию, что является неконституционным. Остается вопрос, будут ли все страны ЕС сотрудничать с Брюсселем. Многие аналитики ставят это под сомнение.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий