Автор «451 по Фаренгейту» Рэй Брэдбери скончался в возрасте 91 года

Источник перевод для mixednews – Cowanchee

На этой фотографии от 8 декабря 1966 года фантаст Рэй Брэдбери смотрит на картину, которая была частью школьного задания по иллюстрации персонажей одного из его романов. Рэй Брэдбери скончался в этот вторник в возрасте 91 года.

Скончался Рэй Брэдбери, великий писатель-фантаст, который превратил свои детские сны и страхи Холодной войны в читающих мысли марсиан, морских монстров, и невозможно детальную, хайтековскую картину будущего в «451 по Фаренгейту». Ему был 91 год.

Он умер в ночь вторника, по словам его дочери – в среду. Александра Брэдбери не сообщила дополнительных деталей.

Несмотря на некоторую замедленность движений, которая стала результатом пережитого инсульта, из-за которого он был вынужден пользоваться креслом-каталкой, Брэдбери оставался активным и в свои 90 лет, продолжая писать новые романы, сценарии и томики поэзии. Он писал каждый день в подвале своего дома на Шевиот Хиллс, появляясь время от времени в книжных магазинах, собраниях фондов публичных библиотек и других литературных событиях в округе Лос-Анджелеса.

Его работы простирались от ужасов и мистических историй до юмористических рассказов про ирландцев, негров и латиноамериканцев. Брэдбери также написал сценарий к киноверсии «Моби Дика» Джона Хьюстона 1956 года и писал для The Twilight Zone и других телевизионных программ, включая «Театр Рэя Брэдбери», для которого он адаптировал десятки своих работ.

«Я всегда был гибридным автором», сказал Брэдбери в 2009 году. «Я обожаю кино, я обожаю театр, и я обожаю библиотеки».

Брэдбери взорвал пятидесятые своими «Марсианскими хрониками», серией переплетающихся историй, которые высмеивали капитализм, расизм и трения сверхдержав на примере земных колонистов, разрушающих идиллическую марсианскую цивилизацию.

Подобно роману Артура Кларка «Конец детства» и фильму Роберта Уайза «День, когда Земля остановилась», книга Брэдбери была нравоучительной историей времён Холодной войны, в которой воображаемая инопланетная жизнь служила комментарием для человеческого поведения на Земле. «Марсианские хроники» были опубликованы более чем на тридцати языках мира, по ним был снят телевизионный минисериал и создана компьютерная игра.

«Марсианские хроники» предсказали запрет книг, особенно фэнтези-книг – тема, которую Брэдбери развил до её полного потенциала в своей книге 1953 года «451 по Фаренгейту». Вдохновлённый Холодной войной, расцветом телевидения и пристрастием автора к библиотекам, это был апокалиптический нарратив ядерной войны за границей и пустых развлечений дома, с пожарными, которые призваны сжигать книги, вместо того, чтобы тушить пламя (как сказали Рэю Брэдбери, 451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой начинает гореть бумага).

Это была единственная, по мнению автора, действительно научно-фантастическая работа Брэдбери, который заявлял, что все прочие его работы следует считать фэнтэзи. «Это была книга, основанная на реальных фактах и на моей ненависти к людям, которые сжигают книги», сказал он в интервью Associated Press в 2002 году.

Футуристическая классика, часто упоминаемая в одном ряду с «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, книга Брэдбери предвосхитила появление iPod, интерактивного телевидения, электронной слежки и живых, ощутимых всеми органами чувств медиа событий, включая телехроники полицейских погонь. Французский режиссёр Франсуа Трюффо снял в 1966 году киноверсию этой книги, а её название было отражено – без разрешения самого Брэдбери, по поводу чего он впоследствии выразил свой протест – в названии документального фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9-11».

Несмотря на своё участие во многих футуристических проектах, включая Всемирную выставку 1964 года в Нью-Йорке и инсталляцию Spaceship Earth в Мире Уолта Диснея во Флориде, Брэдбери был глубоко привязан к прошлому. Он отказывался водить машину и летать самолётами, рассказав Associated Press, что стал в детстве свидетелем ужасной автокатастрофы, и получил глубокий непроходящий ужас перед автомобилями. В свои молодые годы он передвигался только на велосипеде или скейтборде.

«Я не боюсь машин», говорил он Writers Digest в 1976 году. «Я не думаю, что роботы берут верх. Я считаю, что они взяли верх над мужчинами, которые заигрались в игрушки. И если мы не заберём эти игрушки из их рук, мы будем дураками».

Литературный стиль Брэдбери черпал свои истоки в бульварных журналах и формировался под влиянием творчества Эрнеста Хэмингуэя и Томаса Вольфа, и в результате он стал редким писателем-фантастом, серьёзно воспринимаемым литературным миром. В 2007 году он получил специальную Пулитцеровскую премию за «выдающуюся, плодотворную и оказавшую глубокое влияние карьеру непревзойдённого автора научной фантастики и фэнтэзи». Семью годами ранее он получил почётную Национальную книжную премию за достижение всей жизни, честь, которой среди прочих были удостоены Филип Рот и Артур Миллер.

«Всё что я сделал – это сюрприз, чудесный сюрприз», сказал Брэдбери в своей речи на церемонии вручения в 2000 году. «Иногда, когда я не могу заснуть, я встаю посреди ночи, спускаюсь в мою библиотеку, открываю одну из моих книг, читаю параграф и говорю, «Боже мой, неужели я написал это? Неужели я написал это?», потому что это по-прежнему сюрприз для меня».

Рэй Брэдбери в 2001 году, с копией книги «451 по Фаренгейту»

Другие заслуженные почести включали в себя номинацию на Премию Киноакадемии за анимационный фильм «Икар Монгольфье Райт», и премию Эмми за телепостановку «Дерево Хэллоуина». Его слава простёрлась даже до Луны, где астронавты миссии Аполлон назвали один из кратеров Кратером Одуванчиков, в честь книги «Вино из одуванчиков», его любимой поэмы взросления, и один из астероидов был назван в его честь «9766 Брэдбери».

Родился Рэй Дугас Брэдбери 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс. Он однажды описал себя как «того особого фрика, мужчину с ребёнком внутри, который помнит всё». Он заявлял, что помнит всю свою жизнь, вплоть до последних недель в животе своей матери.

Его отец, Леонард, электрик в энергетической компании, был потомком Мэри Брэдбери, которая была подвергнута суду по обвинению в колдовстве в Салеме, штат Массачусетс.

Мать писателя, Эстер, часто читала ему «Волшебника страны Оз». Его тётя Нева познакомила его с Эдгаром Аланом По и научила его любить осень, с её фонариками из тыкв и костюмами на Хэллоуин.

«Если бы я мог выбрать день своего рождения – это был бы Хэллоуин», скажет он через много лет.

Кошмары, которые мучили его в детстве, развили его воображение, также как и его юношеское восхищение Баком Роджерсом и комиксами о Тарзане, ранними фильмами ужасов, приключенческими книгами Тома Свифта и романами Жюля Верна и Герберта Уэллса.

«Самая великая вещь в моей жизни – это то, что всё, сделанное мной – это результат того, кем я был в свои двенадцать или тринадцать лет», сказал он в 1982 году.

Семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес в 1934 году. Он стал любителем кино и ненасытным читателем. «Я никогда не мог пойти в колледж, поэтому я пошёл в библиотеку», объяснял он.

Он старался писать, по крайней мере, тысячу слов в день, и продал свой первый рассказ в 1941 году. Он подавал свои работы в бульварные журналы, пока однажды не оказался принят таким высококлассным изданием, как The New Yorker. Первая книга Брэдбери, сборник коротких рассказов, названный «Тёмный карнавал», была опубликована в 1947 году.

В эти годы он был настолько беден, что не имел офиса или даже телефона. «Когда на заправке через дорогу от нашего дома звонил телефон, я бежал, чтобы ответить на него», рассказывал он.

Он написал «451 по Фаренгейту» в библиотеке, на пишущих машинках, которые можно было арендовать по цене десять центов за полчаса. Он рассказывал, что приносил с собой в библиотеку мешочек полный десятицентовиков и закончил книгу за девять дней, потратив 9.80 долларов.

Динамичный оратор с громким, узнаваемым голосом, он мог быть напористым и грубым. Но Брэдбери был также общительным и дружелюбным человеком, легко доступным для публики и с радостью уделявшим своё время читателям и собратьям-писателям.

В 2009 году на лекции, посвящённой празднованию первого десятилетия маленькой библиотеки в Сан Гэбриел Вэлли в Южной Калифорнии, Брэдбери призвал своих слушателей жить свои жизни так, как он жил свою: «Делайте то, что вы любите и любите то, что вы делаете».

«Если кто-то говорит вам делать что-то за деньги, пошлите его к чёрту», кричал он сквозь оглушительные аплодисменты.

До самого конца своей жизни Брэдбери отвергал одно из инновационных изобретений, которое он сам помог предсказать: электронные книги, уподобляя их сожженному металлу и призывая читателей оставаться приверженными старомодному удовольствию бумаги и чернил.

Но в конце 2011 года, когда подошло время обновить авторские права на «451 по Фаренгейту», он, наконец, уступил и позволил, чтобы его знаменитый роман вышел в электронной форме. В обмен на это он получил неплохое денежное вознаграждение и особое обещание от издательской компании «Simon & Schuster»: Издатель согласился сделать эту книгу от Simon & Schuster единственной доступной для скачивания электронной книгой для читателей библиотек.

Брэдбери оставил после себя четырёх дочерей. Его жена Маргарита Брэдбери умерла в 2003 году в возрасте 56 лет.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (Голосов нет)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



  1. xau:

    Вечная память… 🙁

  2. Байт:

    Великий человек, большая эпоха. Добрая память.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *