
В 2025 году произошли перемены в Закавказье, которые ещё недавно казались немыслимыми. Армения начала покупать бензин у азербайджанской госкомпании SOCAR и получать российское зерно через Баку. Стороны согласовали текст мирного договора, а на встрече в Вашингтоне в присутствии Трампа Алиев и Пашинян закрепили идею маршрута TRIPP (бывший Зангезурский коридор), который теперь будет под американским, а не российским надзором.
Эти процессы не означают примирения. Баку продолжает оказывать давление на Ереван, раздражаясь из-за соглашения Армении с ЕС. Тем не менее, новая логистическая реальность сформирована победителем войны 2020 года — Азербайджаном. Благодаря поддержке администрации Трампа Баку приблизился к своим стратегическим целям.
Теперь главный проигравший — Грузия, рискующая утратить роль единственного транзитного коридора между Арменией и Азербайджаном. В ответ Тбилиси строит тоннель к Верхнему Ларсу, чтобы остаться конкурентоспособным. Параллельно возникает загадочный проект таможенного терминала в Гальском районе Абхазии, который может стать новым каналом для обхода санкций в торговле с Россией.
Россия же оказалась отодвинута на обочину. Её влияние в регионе резко ослабло. Москва не смогла навязать свои правила Азербайджану, а Армения в диалоге с Баку предпочитает других представителей власти.
Кремль демонстративно игнорирует даже откровенно враждебные жесты, такие как расследование в Баку против бывшего главы администрации президента Рамиза Мехдиева по обвинению в работе на Москву или документальный фильм о Рубене Варданяне как об агенте Кремля.
Попытки Москвы вернуть влияние, например, через предстоящие парламентские выборы в Армении в 2026 году, имеют крайне ограниченные шансы на успех. Власть в Закавказье теперь уверенно диктует азербайджано-турецкий тандем, который блокирует любые неудобные для себя инициативы. Российское доминирование в регионе завершилось.


