Источник перевод для mixednews – plagioclase
Катастрофа самолёта авиакомпании «Trans World Airlines» (TWA), выполнявшего рейс №800 по маршруту Нью-Йорк — Париж — Рим по сей день остаётся загадкой. Тысячи часов исследований с трудом добытых обломков не дали лучшего объяснения, чем образование искры в одном из опустошённых топливных баков фюзеляжа, повлёкшее за собой воспламенение топливных паров и взрыв самолёта в воздухе. Проблема состоит в том, что точная причина образования искры так и не объяснена. С уверенностью утверждать можно лишь то, что бак взорвался изнутри наружу. Ни до, ни после этого случая у «Боингов» 747-ой модели центральные баки не взрывались. И, несмотря на обилие версий о происхождении искры, окончательный вывод так и не сделан. Сейчас обломки TWA 800 хранятся в ангаре, где их время от времени изучают различные исследователи. Эти обломки безмолвно напоминают нам, что некоторые вещи навсегда останутся тайной, как бы сильно мы не стремились к разгадке.
В течение многих лет люди задаются вопросом, что же в действительности произошло с TWA 800. Известно, что ночью 17 июля 1996 года «Боинг» 747 пропал с радаров над Атлантическим океаном неподалёку от города Ист Моричес, штата Нью-Йорк, и все 230 человек на борту погибли. Проведённое с размахом расследование не смогло установить окончательную причину происшедшего. По сей день многие утверждают, что TWA 800 не взорвался из-за технической неполадки, а был случайно сбит ракетой ВВС США класса «воздух-воздух». Официальные лица тут же отбросили подобные теории, как нелепые, заявив, что сокрытие события подобного масштаба «никогда не было возможным». За исключением случая 17-ти летней давности, произошедшего с другим гражданским авиалайнером в другой стране.
Тёмная история рейса 870
Ночью 27 июня 1980 года самолёт итальянской авиакомпании «Итавия» («Макдоннелл Дуглас» DC-9 с регистрационным номером I-TIGI) выполнял рейс №870 из Болоньи в Палермо. На борту находилось 77 пассажиров, два пилота и две стюардессы. Из пассажиров 64 были взрослые, 11 — дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет и двое — дети до 24 месяцев.
Полёт проходил в штатном режиме по обычному маршруту на юг вдоль побережья Италии. Затем, в 20:59, самолет внезапно исчез с радаров итальянской авиадиспетчерской службы. От пилотов не поступало ни сообщений о неполадках, ни сигналов о помощи — авиалайнер пропал в одну секунду. Обломки упали в море, и никто из 81-го человека на борту не выжил.
Изначально обстоятельства происшедшего представлялись абсолютно необъяснимыми — полёт проходит идеально, как вдруг — ни с того, ни с сего, самолёт взрывается в воздухе вместе со всеми пассажирами и экипажем. В ответ на вопросы СМИ правительственные чиновники выдвинули предположение о том, что, возможно, авиалайнер был уничтожен террористической бомбой. Сначала к этой версии прислушались, однако в дальнейшем ни одна из террористических организаций не взяла на себя ответственность за взрыв.
Тогда неудовлетворённые СМИ обрушили на чиновников новый град вопросов, но, будто бы по приказу, все официальные лица неожиданно стали весьма неразговорчивыми. Никакой новой информации получено не было. Это лишь укрепило СМИ в их подозрениях, о том, что реальную историю скрывают от общественности. К сожалению, они были правы. В какие бы двери они не стучались, все они оказывались закрытыми. Казалось, будто никто не желает говорить о случившемся.
Другим недобрым знаком стал факт исчезновения плёнок с записями показаний радаров (на некоторых плёнках данные были по каким-то причинам стёрты). Остальные документы также пропали или оказались недоступными. Затем начали происходить ещё более пугающие события — при странных обстоятельствах стали умирать главные свидетели: автокатастрофы, самоубийства и даже сердечный приступ. В течении нескольких последующих десятилетий в сокрытии фактов участвовало высшее руководство по крайней мере трёх стран. Правда находится под замком и по сей день. События напоминали плохое голливудское кино, однако всё происходило на самом деле.
Из тьмы на свет
История рейса 870 — мрачное повествование о промахах, ошибках и сокрытии фактов со стороны как минимум трёх стран, не считая ливийского правительства Муаммара Каддафи. Многие подробности пока остаются не раскрытыми, но появившиеся доказательства проливают свет на основные события той ночи. С падением правительства Каддафи в 2011 году были частично рассекречены ливийские государственные архивы. Среди бесчисленных планов террористических актов, международных операций и ужасных злодеяний покоились документы, затрагивающие события ночи 27 июня 1980 года.
Вот что случилось с рейсом 870, согласно ливийским документам…
Сопутствующая геополитическая обстановка
В 1980 году международное сообщество всё более ополчалось против воинствующего ливийского правительства во главе с диктатором — полковником Муаммаром Каддафи. В США последний год правила администрация Джимми Картера, втянувшаяся в предвыборную гонку с неожиданно выдвинувшимся бывшим губернатором Калифорнии по имени Рональд Рейган. В Европе НАТО погрязло в холодной войне. Советский Союз только что вторгся в Афганистан — казалось, что мир стоит на грани конфликта.
Для стран средиземноморского региона Ливия была растущей проблемой. Силы Каддафи всё сильнее противодействовали правительствам многих стран региона, включая бывшие французские колонии в Северной Африке. С точки зрения французского правительства — пришло время решить вопрос с Каддафи.
Покушение международного масштаба
По новым документам, найденным в Ливии, возможность уничтожить Каддафи представилась ночью 27 июня 1980 года, когда он, по плану, должен был лететь из Европы в Ливию через Средиземное море на своём личном авиалайнере марки «Туполев». Пара французских реактивных истребителей «Мираж» была подготовлена для совершенно особой миссии — перехвата и уничтожения самолёта Каддафи, не оставив следов причастности заинтересованных сторон. Согласно плану, ливийская проблема должна была утонуть в море вместе с обломками самолёта раз и навсегда.
Однако с самого начала всё пошло наперекосяк. То, что должно было стать простым перехватом, превратилось в запутанные манёвры истребителей не менее чем четырёх стран. Французы, ливийцы, итальянцы и американцы были стянуты словно магнитом в одну точку над морем рядом с итальянским побережьем, к которой двигался ничего не подозревающий о приближающейся драме авиалайнер «Итавии».
Французы не знали, что покушение было обречено на провал с самого начала. Согласно опубликованным недавно ливийским документам, Каддафи в последний момент был проинформирован о готовящемся плане кем-то из SISMI — секретной службы Италии. Каддафи принял мгновенное решение об изменении маршрута и приземлился на Мальте. Примечательно, что SISMI обладала определённым влиянием, благодаря своим контактам в высшем эшелоне властей Ливии. Италия поддерживала тесные связи с Каддафи в течение многих лет. В 1986 году итальянский политик Беттино Кракси позвонил Каддафи, чтобы предупредить его о налёте американских бомбардировщиков F-111, и ливийский лидер успел покинуть своё убежище за несколько минут до бомбардировки.
Той ночью в 1980 году, когда самолёт Каддафи уже развернулся на Мальту, ливийский истребитель МиГ-23 продолжал, как ни в чём не бывало, выполнять задачу по его встрече и сопровождению в Ливию. Никто не уведомил пилота МиГ-23 — Эзедина Коала об изменении оперативной обстановки и не отдал приказ о возвращении на базу. Поэтому он продолжал полёт в северном направлении через Средиземное море в поисках «Туполева» Каддафи. На НАТОвских радарах ПВО ливийских МиГ-23 немедленно высветился, как «быстродвижущийся объект». Согласно стандартному протоколу, Итальянские Воздушные Силы и ВМС США послали истребители, чтобы перехватить самолет, поскольку он приближался к итальянскому воздушному пространству.
МиГ-23 (по классификации НАТО — «Flogger») представлял собой очередной этап развития истребительной авиации СССР, следующий за МиГ-21 — «Fishbed» — лёгкий, манёвренный перехватчик, созданный для защиты советского воздушного пространства от американских бомбардировщиков. МиГ-21 был предназначен, чтобы взлететь, набрать высоту, развернуться носом на надвигающуюся волну бомбардировщиков и выпустить ракеты, но его возможностей оказалось недостаточно для решения задач воздушной войны, появившихся в конце 1960-ых и 1970-ых. Был необходим более манёвренный перехватчик, который мог быстро летать, хорошо маневрировать и нести достаточное количество вооружения. Так появился МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла. Недостаток утончённости он с лихвой компенсировал своей доступностью — стоимость самой дорогой модели составляла всего $6,6 миллиона, что сделало этот истребитель одним из самых дешёвых в современной истории. В результате было выпущено почти пять тысяч истребителей, которые использовались ВВС не менее чем 36-ти стран мира.
Внезапная путаница
Несколько минут спустя, ливийский МиГ-23 был уже возле побережья Сицилии. В это время три итальянских истребителя F-104S и, по крайней мере, один американский A-7 «Corsair II» (вероятно, самолётов было два) приближались к нему отдельными группами с востока. Два французских «Миража»-убийцы тёмными молниями мчались с севера. В ночном небе над Средиземным морем находилось от семи до девяти истребителей НАТО, чьи маршруты скрещивались в одной точки. Той самой, куда на встречу судьбе летела ничего не подозревающая «Итавия» 870.
Очевидно, ливийский пилот МиГ-23 первым обнаружил авиалайнер DC-9 на радаре. Самолет, как и ожидал ливийский пилот, летел на юг. Он развернул свой Миг-23, встав парой с авиалайнером, который он в тёмном небе принял за «Туполева» Каддафи. Для французских истребителей эти самолёты в точности соответствовали цели: крупный авиалайнер — «Туполев» Каддафи в сопровождении ливийского истребителя, прилетевшего с юга. Обе цели двигались на юг в направлении Ливии.
Предупредительные выстрелы не производились — всё должно было пройти быстро и без помарок. Один из французских пилотов выпустил ракету «воздух-воздух» по большой цели. Ракета попала куда надо, ударив точно в переднюю часть «Итавии» 870. У авиалайнера не было шансов — его разнесло на куски. Пилоты «Миражей» видели вспыхнувший и погасший вдалеке огненный шар, а ещё их радары показали, что МиГ-23 разворачивается для контратаки.
Из ситуации был лишь один приемлемый выход — «МиГ» должен отправиться вслед за «Итавией»…
Концы в воду — уничтожение МиГ-23
Увидев попадание ракеты в авиалайнер, пилот МиГ-23 — Эзедин Коал, развернулся в поисках вражеского самолёта. Куда бы ни повернулся нос истребителя, радар внезапно показывал всё новые самолёты противника. Три итальянских F-104S «Starfighter» приближались с одной стороны, один или два американских A-7 «Corsair-II» подходили с другого направления. Два французских «Миража» атаковали с севера — излучение их радаров было засечено системой раннего оповещения, когда они взяли его на прицел и приготовились открыть огонь. Эзедин Коал понимал, что он один, и у него большие неприятности. Так или иначе, ему нужно было с боем прорываться на юг. Шансы на выживание были исчезающе малы. В намерениях атакующих не было ни малейших сомнений, они только что расправились (по крайней мере, так это выглядело) с полковником Каддафи, чью безопасность Эзедин и должен был обеспечить.
Тёмное небо Италии безмолвно наблюдало за запутанной серией скоростных манёвров и противоманёвров. Ливийский «МиГ» и «Миражи» вели бой на виражах над водой, пока американские и итальянские истребители кружили поблизости. Бой переместился на восток к территории Италии, где МиГ-23 был либо сбит, либо сам врезался в горы из-за плохой видимости в ночных условиях. Как бы там ни было, обломки ливийского Миг-23 были найдены в горном массиве Сила в коммуне Кастельсилано, региона Калабрия на юге Италии. Эзедин Коал погиб в мгновение ока.
Выполнив задание, французские «Миражи» развернулись на север и вернулись во Францию. Обрубив последнюю ниточку, они были уверенны, что свидетелей убийства Каддафи больше не осталось.