Забытые тайны Сталинграда

Источник перевод для mixednews – molten

5.11.2012

Было 31 января 1943 года. Место действия — подвал разрушенного снарядами универмага в советском Сталинграде.

«Грязь, человеческие экскременты, и кто знает, что ещё, всё это было свалено в кучи», вспоминает майор Анатолий Солдатов. Воняло невероятно. Было два туалета, и поверх них была надпись «Русским вход воспрещён».

Легендарная и ужасающая одноимённая битва только что закончилась горьким поражением для 6-й армии Гитлера. Теперь оставался лишь вопрос времени, когда фашистская Германия капитулирует.

Подполковник Леонид Винокур был первым, кто увидел лежащего в углу командующего немецкими войсками. «Он лежал на кровати, когда я вошёл. На нём были пальто и шапка. Со своей 2-недельной щетиной, он, похоже, растерял всё своё мужество», вспоминает он. Командующим был фельдмаршал Фридрих Паулюс.

Свидетельские отчёты битвы на Волге являются частью не появлявшихся нигде ранее интервью с участниками битвы со стороны русских, которые были опубликованы в первый раз.

«Протоколы Сталинграда» были составлены немецким историком Йохеном Хеллбеком, который получил доступ к нескольким тысячам интервью с солдатами Красной армии во Второй мировой войне, которые хранились в архивах Академии наук СССР в Москве.

Свидетельства, первоначально предназначавшиеся в качестве отчёта о «Великой Отечественной войне» Советского Союза, настолько откровенны, и содержат такие кровавые подробности, что Кремль после 1945 опубликовал только небольшую их часть.

Отчёты предполагают, что убийственная жестокость оккупации вторгшейся немецкой армии была одним из главных мотивов свирепых контратак Красной армии. Советский снайпер Василий Зайцев рассказывает интервьюеру: «Видишь молодых девушек, детей, повешенных на деревьях в парке — это оказывает огромное влияние».

Майор Петр Зайнковский вспоминает, как нашёл тело своего погибшего товарища, которого пытали немцы: «Кожа и ногти на правой руке были полностью сорваны. Глаза выжжены, а на левом виске была рана, оставленная раскалённым куском железа. Правую половину лица облили горючей жидкостью и сожгли».

Свидетельства из первых рук также возродили к жизни страшнее испытания, понесённые обеими сторонами в изнурительных боях «дом на дом», которые составляли основную часть проходивших боёв. Иногда красноармейцы занимали один этаж дома, тогда как немцы удерживали другой. «В этих уличных боях использовались ручные гранаты, пулемёты, штыки, ножи и лопаты», вспоминает генерал-лейтенант Чуйков. Мы встречались с противником и набрасывались на него. Немцы этого не выдерживали».

Исторически сложилось так, что протоколы стали считаться важными потому, что ставили под сомнение заявления, сделанные фашистами, а затем и противниками Советского Союза по холодной войне, о том, что Красная армия так решительно сражалась потому, что иначе их казнила бы тайная полиция Советов.

В своём знаменитом отчёте 1998 года «Сталинград», британский историк Энтони Бивор привёл цифру казнённых на своей стороне солдат Красной армии в 13 тысяч человек. Также он отмечал, что только в Сталинграде на стороне Германии воевало 50 тысяч советских граждан. Однако советские документы, полученные в ходе составления протоколов, предполагают, что к середине 1942 года, то есть за 3,5 месяца до немецкого поражения, было совершено менее 300 казней.

Были ли некоторые из интервью сделаны чисто для советской пропаганды — остаётся открытым вопросом. Те, что были даны политическими деятелями, предполагают, что они играли важную роль в обеспечении мотивации для борьбы. Бригадный комиссар Васильев вспоминал: «Считалось позором, если коммунист не возглавлял солдат, идущих в бой».

Хеллбек в своём издании протоколов отмечает, что число вступивших в Коммунистическую партию во время битвы в период с августа по октябрь 1942 года выросло с 28500 до 53500 человек, и что Красная армия чувствовала себя превосходящей морально и политически своих нацистских противников. «Красная армия была политической армией», говорит он.

Тем не менее, Сталинград собрал ужасную дань даже для тех победоносных героев Красной армии, кому удалось выжить в самой кровавой битве Второй мировой. Василий Зайцев, который застрелил 242 гитлеровца, был лучшим снайпером армии. «Воспоминания приходят часто, и они имеют очень мощное воздействие», вспоминал он год спустя, когда пост-травматический синдром ещё не был придуман. «Теперь у меня нервы не в порядке, и меня постоянно трясёт. Другие выжившие в Сталинграде кончали самоубийством и годы спустя.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий