Какой следует быть американской политике в отношении России во время второго срока Обамы

Источник перевод для mixednews – josser

14.11.2012

Как с лихвой продемонстрировали последние 12 лет, Россию нельзя просто взять и привести угрозами к молчаливому соглашению с приоритетами американской политики, при этом Путин и его команда будут заключать только те сделки, которые они считают отвечающими своим собственным интересам

У Соединённых Штатов есть ограниченное число значимых интересов в сфере безопасности, которые лучше всего можно гарантировать через непрерывное сотрудничество с правительствами бывших советских республик. К важнейшим среди этих интересов относится антитеррористическая деятельность, утилизация химического и биологического оружия советского производства, обеспечение безопасности ядерных и радиологических материалов, контроль над вооружениями, непраспространение и ответственный уход сил США и НАТО из Афганистана. Принимая во внимание политическое, экономическое и военное влияние России в бывшем Советском Союзе, гарантировать любые из этих интересов без российского сотрудничества было бы для США делом крайне сложным и практически невозможным, если бы российско-американские отношения ухудшились так же, как это было после августовской войны 2008 года между Россией и Грузией. Говоря прямо, для американской политики просто нереалистично пытаться «откатить» российское влияние в бывшем СССР.

Хотя Россия, по любым меркам, часто бывает проблематичным и непростым партнёром, ни американским, ни союзным интересам не пошло бы на пользу любое обострение трений между США и Россией. Стоит вспомнить, что когда США и Россия не в ладах, то издержки этих ссор ложатся на страны региона. Провокационная, грубая и непреклонная в своей конфронтационности политика администрации Буша на территории бывшего Советского Союза никак не помогла улучшить безопасность союзников и клиентов США. На практике, от всё более антагонистичных американо-российских отношений больше всего пострадали именно те правительства, которые пытались культивировать более тесные связи с Западом, например правительство Михаила Саакашвили в Грузии. Совсем неудивительно, что Украина, Кыргызстан, а теперь и Грузия – все отдали голоса правительствам, которые, будучи отнюдь не «пророссийскими», на первое место поставили задачу уменьшения напряжённости в отношениях с Россией.

США будут только гнать от себя потенциальных партнёров, ставя соседей России в ситуацию жёсткого выбора между Вашингтоном или Москвой. Из-за того, что их собственные экономические и политические интересы полностью завязаны на состояние отношений с Москвой, прежде всего в силу неизменных географических факторов, многие соседи России будут на практике тяготеть именно к ней в том случае, если США потребуют, чтобы они выбирали одно из двух. В результате исследований общественного мнения, проведённых в бывших советских республиках Институтом Гэллапа, выяснилось, что хотя в них и есть крупные контингенты лиц, которые положительно смотрят на хорошие отношения и с США, и с Россией, в большинстве случаев большинство склонялось к выбору хороших отношений с Россией, даже если они достигались за счёт

связей с Америкой. Следовательно, лучший для США способ отвратить от себя многие постсоветские государства – это потребовать от них «выбрать сторону».

Внутренним дебатам о политике в отношении России и других бывших советских республик продолжает мешать нереалистичное и неработоспособное допущение о том, что США должны не просто противодействовать, но ещё и активно «откатывать» российское влияние в «ближнем зарубежье» бывших советских республик. Маловероятно, чтобы США смогли достичь такого «отката» даже в идеальных условиях, но ввиду всё более очевидной потребности США в ограничении своих внешних обязательств и упорядочении своих ресурсов предпочтительна более скромная и ориентированная на результат политика. Если взять в качестве примера то, как подходят к своим двусторонним отношениям Турция и Россия, такая политика должна сосредоточиться на «разграничении» или «расстыковке» отношений: уважительное и убедительное признание спорных областей при сознательной концентрации на таких вопросах, как оказание давления на Иран, в которых поддержка и согласие России могут оказаться очень полезными.

Несмотря на некоторые реальные улучшения в американо-российских отношениях, которые в своём большинстве можно отнести на счёт так называемой «перезагрузки», существуют, и всегда будут существовать, раздражители, с которыми необходимо обращаться так, чтобы они не испортили сотрудничество по другим вопросам. Хотя между США и Россией имеется резкое расхождение во взглядах на степень и характер подобающей реакции международного сообщества на гражданскую войну в Сирии, его никак нельзя приписывать администрации Обамы; оно отражает давние различия в восприятии двумя странами государственного суверенитета и военной интервенции. «Демократическая» Россия ельцинских лет тоже сильно противилась гуманитарной интервенции в Югославии, просто она было слишком несостоятельна и слаба, чтобы сделать хоть что-то, чтобы её остановить. Другими традиционными предметами спора, которые в короткие сроки не в силах разрешить даже самая квалифицированно спланированная и проводимая в отношении России политика, включают развёртывание европейской системы противоракетной обороны и продолжающееся расширение НАТО. Предположения о том, что такие вопросы могут быть решены за короткий срок дают место нереалистичным ожиданиям и почти гарантированно приведут к разочарованию и крушению иллюзий.

В то время как Соединённые Штаты никогда не должны позволять, чтобы их приоритеты диктовались Россией или любой другой страной, им следует понять, что чем больше они будут фокусироваться на спорных областях, тем меньше желания сотрудничать будет испытывать Россия. Это может быть неприятным и неудобным, но это факт, который в обозримом будущем вряд ли изменится. Даже путём умеренного снятия акцентов со спорных областей США могут ограничить степень перетока напряжённости из них в другие сферы. Ради интересов безопасности, которые являются общими для всех сторон, США не должны допустить того, чтобы неизбежные проблемы затмили собой то, как много могли бы выиграть от продолжения сотрудничества и нормальных отношений США, наши союзники и Россия.

Хотя администрация достойна похвалы за концепцию перезагрузки и её реализацию, а также за большей частью уравновешенный и разумный подход, который последние четыре года она практиковала в отношениях с Россией, может показаться, что с принятием списка Магницкого второй срок Обамы начнёт откровенное аннулирование «расстыковки». И выбор, с которым сталкивается администрация в отношении своей российской политики таков: продолжить сотрудничество, которое приносит

эмоционально неудовлетворительные, но осязаемые результаты, или вставать в высокопарные позы, что хорошо играет на потребу внутреннего зрителя, но мало что делает для продвижения конкретных американских интересов. Мы бы предпочли первое, но альтернатива есть. Как с лихвой продемонстрировали последние 12 лет, Россию нельзя просто взять и привести угрозами к молчаливому соглашению с приоритетами американской политики, при этом Путин и его команда будут заключать только те сделки, которые они считают отвечающими своим собственным интересам.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий