Почему странам БРИКС не имеет смысла образовывать антиамериканский фронт

Источник перевод для mixednews – josser

Сможет ли БРИКС удержаться от соблазна стать антиамериканским блоком? Хотя вокруг Сирии страны БРИКС объединяет редкостное единодушие, на этот раз решающим фактором могут быть подпорченные американо-российские отношения. У США хватает причин проявить жёсткость и закручивать гайки в отношении Путина, который, с другой стороны, держит в своих руках ключ, способный отпереть для США двери на Ближний Восток и Иран.

США ожидали, что Россию возглавит проамериканский президент Дмитрий Медведев. Были соглашения, уверения и надежды на прорыв. Однако появление Путина спутало все карты и внесло в отношения неизбежную прохладу.

Администрация Обамы в своих связях с Москвой особо выделяла «перезагрузку», но как поведал заведующий кафедрой политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков, слово «перезагрузка» теперь в отношениях с Россией используется редко:

«Сегодня американцы предпочитают вообще этот термин не использовать. Следовательно, он не существует как лексическая единица дипломатического языка и не существует как факт. Мы вступаем в другую реальность, реальность, которую Соединенные Штаты Америки не хотели иметь, в которой американцам придется сотрудничать с Россией, президентом которой является Владимир Путин. Сотрудничество Соединенных Штатов и России, сотрудничество конкретно Владимира Путина и Барака Обамы – это один из решающих факторов для того, чтобы на новой основе простроить миропорядок в XXI веке».

Ещё сильнее земная реальность бросается в глаза после того, как американская резолюция по Сирии была заблокирована в ООН Китаем и Россией.

Будет ли что-то большее? Могут ли страны БРИКС сообща создать антиамериканскую платформу? Ответ зависит от того, смирится ли США с новыми реалиями взаимодействия. Есть определённые красные линии. Американское вмешательство ради оказания гуманитарной помощи, например, как в Ливии, более невозможно.

Во-вторых, США больше не могут быть экспортёром своей собственной торговой марки демократии, которая не исключает поддержки фашистско-диктаторских режимов. Таковы реалии, которые администрация Обамы – в отличие от режима Буша – откровенно говоря, уже внесла в свои расчёты. Обама предан идее вывода войск из Афганистана до 2014 года независимо от его последствий, что представляет собой серьёзный отход от вековой экспансионистской политики США.

Другим критическим фактором является то, что администрация Обамы не может позволить себе непоследовательности по вопросам прав человека. В настоящий момент оно, кажется, озабочено нарушениями прав человека больше в России, чем в Китае. А вот нарушения в Бахрейне, где у США военно-морская база, никогда не выносились на обсуждение.

Американские аналитики чувствуют, что Обама более реалистично управляется с темой прав человека, чем Билл Клинтон, но каждый раз, когда права человека навязываются избирательно, ореол США тускнеет.

Позиция США – это фактор, но ещё важнее характеристика лидеров стран БРИКС. Как далеко могут зайти они? Движет ли ими чувство собственной важности или идеологическая потребность заполнить политический вакуум, оставшийся после крушения советского коммунизма?

Если бы пришлось измерять уровень «антиамериканизма» в БРИКС, то Россия бы возглавила список, а за ней бы выстроилась Бразилия, а затем Китай. На последних местах расположились бы Индия и Южная Африка, но их «антиамериканизм», если можно его так называть, больше обусловлен внутренним сопротивлением открытию их рынков и имеет слабую связь с чем-либо политическим. Лишь две страны БРИКС, Бразилия и Россия, выступали с антиамериканской риторикой.

Президент Бразилии Дилма Русеф находится на острие атаки в своём критическом отношении к США. В своё время она даже заставила вздрогнуть президента Обаму, когда на совместном с Белым домом брифинге пригвоздила к позорному столбу политику США.

Но несмотря на риторику, национальная безопасность страны настолько переплетена с американской, что не может всерьёз рассматривать возможность независимого курса. Американо-бразильский пакт о безопасности, говорится в октябрьском докладе 2012 года, подготовленном Питером Мейером для научно-исследовательской службы конгресса, построен на твёрдом фундаменте.

Оборонная сделка, которую предложили Соединённые Штаты, не имеет прецедентов в американо-бразильских отношениях и включает «комплекс условий того же вида, которые США обеспечивает своим ближайшим партнёрам в НАТО».

Больше поводов для беспокойства, чем Бразилия, для США может создать путинская Россия. Но и здесь, недавно выдвинутые на ключевые посты советники, которые будут осуществлять внешнеполитический курс Обамы, – это лица, доброжелательно настроенные к позитивной работе с Россией. Среди них есть много тех, кого в отношении России считают «голубями».

Новым государственным секретарём США должен стать Джон Керри. На его взгляд, такой больной для России вопрос, как развёртывание противоракет в Европе, потеряет актуальность, если Иран пойдёт на уступки по вопросу своей ядерной программы. Чак Хейгел, который, скорее всего, станет новым главой Пентагона, имеет отношение к докладу, в котором рекомендовано продолжение взаимодействия с Россией.

Как сказал в интервью «Голосу России» заместитель директора Института США и Канады Валерий Гарбузов, «в целом Обама, в общем-то, понимает озабоченности российской стороны, и лично он нацелен на преодоление всех этих проблем. Как это конкретно будет осуществляться, конечно, покажет ближайшее будущее. ПРО – это проблема, которая будет обсуждаться, это несомненно. Наверное, это главная проблема в будущих отношениях России и Соединенных Штатов Америки. Но то, что американцы не откажутся от этой идеи, это совершенно очевидно. Другой вопрос, как российская сторона будет корректировать свою позицию».

Китай – другой потенциальный представитель антиамериканского лагеря, искушаемый возможностью использовать БРИКС в качестве политической площадки. Но вот некоторые факты. Несмотря на всё бряцание США оружием в адрес Китая, адресуемые последнему обвинения в валютных манипуляциях, экономическая взаимозависимость между этими странами находится на таком уровне, что американо-китайская «битва» выглядит мелкой стычкой, которая больше вызвана экономикой и торговлей, а не доминированием над Индийским океаном.

Китай нужен Штатам для продолжения покупок облигаций американского казначейства, необходимых для финансирования $1,16-триллионного долга США. В то же время, США остаются крупнейшим потребителем производимых в Китае товаров, оставляя позади себя Европу. Если США меньше покупают, Китай меньше производит. Другими словами, в продолжении экономического роста в Америке заинтересованы и сами США, и Китай.

Индия, возглавляемая экономистом Манмоханом Сингхом, готовится к ещё одной волне реформ с целью привлечения инвестиций от американских компаний. Маловероятно, что Индия может стать частью платформы, которую можно было бы расценить как антиамериканскую в политическом или стратегическом смысле. В действительности, США понимают, что в отношениях Ирана и Индии, основным определяющим моментом является вопрос поставок нефти.

При Обаме США также пытаются уйти из Афганистана, стремятся к менее активной политике на Ближнем Востоке и хотят подвигов где-нибудь в другом месте – чтобы оживить свою экономику.

Вырисовывается следующая большая картина. США при Обаме не хотят «экспортировать» или навязывать свою демократию. Китай, несмотря на свой коммунистический режим, ведёт дела с «буржуазными» демократиями по всему миру, чтобы довести своё экономическое сообщение до адресатов. Письмена на стене ясны для всех: «идеологии – багаж для сверхдержав, оставьте их дома». Даже если государствами движет их собственная выгода, борьба за ключевые позиции, стратегические объединения и шаги больше не застилаются идеологической риторикой.

Есть уроки и для БРИКС. Сирия может быть разовым отклонением от нормы. В любом случае, главным мотивом для помощи Сирии Асада была забота о своих интересах – Китай остаётся одним из крупнейших импортёров Сирии, а Россия продаёт режиму военную технику на миллиарды долларов.

Если и есть в этом новом экономическом и политическом порядке в 2013 году некая мораль, которую нужно усвоить, то она в том, что мир уже не так политически окрашен, как раньше. Новыми инициативами будет двигать нормальная здоровая экономика. И, разумеется, БРИКС играет в этом решающую роль. Его время пришло. И пока в его послании нет политического подтекста, БРИКС здесь надолго!

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий