АММАН, Иордания – Госсекретарь Джон Керри, а также 10 европейских и арабских министров иностранных дел встретились здесь в среду вечером для переговоров по вопросу о помощи сирийским повстанцам.
В то самое время, когда международное сообщество обсуждало «большую стратегию», сирийский президент Башар аль-Асад предпринимал решительные действия. При помощи тысяч бойцов «Хезболлы», Ирана и Ирака, он был близок к достижению некоторых из своих крупнейших за два года военных успехов.
Керри принизил военные достижения Асада как «весьма временные». Говоря же по правде, сирийский лидер и его иностранные покровители берут в конфликте верх.
Сирийская оппозиция дезорганизована, одобрение полноценной американской военной интервенции в «постиракском» Вашингтоне невозможно, а раскол между Саудовской Аравией и Катаром замедлил темпы поставки ими вооружений повстанцам. В дипломатическом аспекте, основным собеседником Вашингтона является российский министр иностранных дел Сергей Лавров, один из первых международных защитников Асада.
Выживанию Асада благоприятствует один ключевой фактор. Асад, его алавитские союзники, «Хезболла» и Иран выступают в Сирии «в полном составе». Они бросают в бой огромные массы людских ресурсов, вооружений и денег.
На стороне же поддерживающих сирийских повстанцев по-прежнему пытаются решить, сколько же помощи предложить.
Американская «большая стратегия» имеет три направления. Во-первых, увеличение военной помощи повстанцам, но не американской.
В прошлом месяце в Стамбуле Саудовская Аравия и Катар обещали дополнительную военную помощь военному лидеру умеренных сирийских оппозиционных сил генералу Саламу Идрису. Также они обещали урезать свою поддержку радикальным исламистским боевикам, которые сейчас преобладают в сирийской оппозиции на местах.
Высокопоставленный чиновник Госдепартамента сообщил на условиях анонимности, что саудиты и катарцы по-видимому держат своё слово. Они снабжали оружием силы Идриса, и похоже, что их поставки радикальным исламистам сокращаются.
«Знаки хорошие, – сказал чиновник, – Но мы хотим видеть большего».
Тем временем, американские дипломаты пытаются объединить разрозненную оппозицию Сирии. С тех пор, как в прошлом месяце ушёл в отставку глава Сирийской национальной коалиции Ахмед Муаз аль-Хатиб, в организации не прекращается борьба вокруг имени нового лидера. В Сирии же по-прежнему считают, что от базирующейся в Стамбуле коалиции нет толка.
На этой неделе совет оппозиции увеличится с 60 представителей до 90-100 членов. Затем, в расширенном составе, организация выберет премьер-министра и прочее руководство.
И, наконец, в следующем месяце Керри и министр иностранных дел России Лавров проведут в Женеве мирные переговоры. Теоретически, оппозиция будет сильнее в военном отношении и более единой – в политическом.
В то же время, российские официальные лица сказали, что на мирных переговорах в Женеве будет присутствовать председатель правительства Асада, Ваиль аль-Хальки. Кроме того, Соединённые Штаты тихо сняли свои возражения против предоставления Ирану возможности играть в переговорах определённую роль.
При наилучшем варианте развития событий, усиленная военная поддержка повстанцам и российское давление заставит Асада пойти на серьёзные уступки. Центробежные силы, которые сейчас разрывают Сирию – религиозная напряжённость, джихадистские боевики и иностранное финансирование – пойдёт на убыль.
«Нам не нужно больше подтверждений того, что настало время действовать, – сказал Керри в своём вступительном заявлении здесь на переговорах. – Что нам сейчас нужно, это действовать».
Американские официальные лица согласны с тем, что их стратегия зависит от изменения расчётов Асада. «Баланс сил на местах должен измениться», – сказал высокопоставленный чиновник Госдепартамента.
Учитывая массированную поддержку, получаемую Асадом от своих союзников, это представляется маловероятным. Боевики «Хезболлы» играют решающую роль в боях за имеющий стратегическое значение город Кусейр. Иранцы теперь консультируют военные подразделения сирийского правительства в Кусейре и в районе Дамаска. В ряде сражений бок о бок с силами Асада воюют члены иракского шиитского ополчения.
Асад и иранцы побеждают. Если администрация Обамы вместе с её европейскими и арабскими союзниками хочет нанести поражение Асаду, они должны нарастить военную помощь повстанцам уже сейчас. Последние два года Вашингтон и его союзники вели, по сути, полуинтервенцию. Повстанцам предоставляется помощь, которую хватает на продление конфликта, но не на победу в нём.
Если администрация Обамы и её союзники не собираются оказывать повстанцам решающую поддержку, то их разговоры о помощи следует прекратить. Дальнейшая пустая риторика просто затягивает кровопролитие.
Прим. mixednews.ru: Дэвид Род – американский писатель и журналист, лауреат Пулитцеровской премии 1996 года (за репортажи о «резне в Сребреннице») и 2008 года (в составе коллектива «Нью-Йорк таймс», за освещение событий в Афганистане и Пакистане»). В ноябре 2008 года был похищен талибами, бежал из плена в июне 2009 года.
Асад — последний из могикан. Ирак, Ливия, Афганистан пали.
Сирия — последний оплот Путина, Думаю дело еще в российских ракетах С-300
Неисповедимы пути господни. Станет ли Асад первым из могикан? Хорошо бы.
Или придётся сражаться до последних рубежей?