Швеция отслеживает международный траффик России для АНБ

wire_tapping_07История начинается с очерка одного из репортёров, опубликованного в 2005 году, который был посвящен секретной шведской спецслужбе FRA (Försvarets Radioanstalt), в вольном переводе – Радио национальной обороны. История с Эшелоном тогда только раскрылась, и журналист Мартин Ёнсон решил копнуть намного глубже грязной поверхности. В современном контексте особенно бросается в глаза данная страница:

 «АНБ является крупнейшей разведывательной организацией Соединённых Штатов Америки и мира. […] АНБ – это центр прослушивающей сети, в которой FRA также играет роль. АНБ намного масштабнее ЦРУ, и целью этого агентства является радиоэлектронная разведка. Оно работает по всей планете с помощью прослушивающих станций, расположенных на земле, воздушных и водных судах, а также на спутниках.

Согласного договору, заключенному в начале Холодной войны, в своей деятельности АНБ поддерживает тесные связи с Великобританией, Канадой, Новой Зеландией и Австралией. Название одной из общих компьютерных систем, Эшелон, по ошибке стали использовать как синоним всей сети наблюдения».

Важно также отметить, насколько глубоко уходят корни сотрудничества шведского FRA и американского АНБ, и насколько сомнительной, в этой ситуации, является преданность FRA. Бывший капитан военно-морского флота вспоминает о том, как у него на борту находились войска FRA (часть истории):

«Они располагали важной информацией, которой не поделились с Министерством обороны Швеции. Мы занимались планированием контрмер против советских ракет для защиты наших кораблей. В тот момент у FRA была детальная информация о ракетах по данному вопросу; информация, которую они получили от американцев. Они не передали информацию военно-морскому флоту с целью защитить свой источник – АНБ. Для них более важным было защитить сотрудничество с АНБ, чем жизни и интересы шведов».

Со времен дискуссии по поводу Эшелона известно, что главными участниками в прослушивании АНБ были пять стран – Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия. В начале 2007 года в СМИ появились сообщения о том, что Швеция получит доступ к информации и исследованиям по безопасности США посредством «особого соглашения», в котором Швеция будет выступать «шестой страной».   Такая формулировка звучала не совсем обычно, однако в современном контексте она обретает смысл.  Согласно сообщениям СМИ, соглашение между Швецией и Департаментом национальной безопасности США планировалось подписать «в конце марта».

В то же время в Швеции появился пугающий законодательный акт. Известный как Закон FRA, он разрешал и поручал осуществлять отслеживание всей информации, по каким-либо причинам пересекавшей шведскую границу — интернет-сёрфинга, телефонных звонков, писем, видео конференций, рабочих данных. Это было нарушением гарантированных конституцией и общепринятых прав на неприкосновенность частной жизни на всех мыслимых уровнях. Этот закон изменил стандарт с «вы имеете право рассчитывать на конфиденциальность» на «с любыми намерениями и для любых целей, вас всегда прослушивают».

В то время проходили масштабные протесты против закона о прослушивании. Поскольку в парламенте правительство имело незначительную поддержку, логика драматизировавших СМИ была идеальной. К сожалению, правительство победило, и закон был принят. Однако народ понял, что протесты перед зданием Парламента до глубины души потрясли правительство. Жаль только, что без толку.

«Если мы будем что-то организовывать, то это будет рассматриваться как митинг, на который мы должны получить разрешение. А разрешение это мы не получим, поскольку хотим провести это мероприятие на ступенях здания Парламента. Я пойду туда как отдельный человек, совершенно не организованно. А затем, возможно, пару сотен других людей сделают то же самое, но откуда я мог знать об этом?»

Возвращаясь к шведско-американскому договору о безопасности:

6a00d8341c881e53ef00e5532d75de8834

13 апреля 2007 года. Шведский министр обороны Оденберг (справа) подписывает договор с главой Департамента национальной безопасности США – Чертоффом (слева). Рассматривая последствия договора в контексте данной статьи, можно говорить о его нацеленности на прослушивание всей международной информации, передаваемой по сети Россией, и о передаче этой информации АНБ. Что же Швеция получила взамен?

Когда министр обороны Оденберг подписал с американским Департаментом национальной безопасности договор о сотрудничестве в целях безопасности, в Швеции усилилась дискуссия о том, что посольство США заинтересовалось новым законом FRA (согласно опубликованным на WikiLeaks депешам).

Отреагировав на это, в то время СМИ задали уместные и важные вопросы, ни один из которых так и не получил ответа. В статье под названием «Сделка с Вашингтоном – это не чаепитие» с резкой критикой выступило одно из крупнейших ежедневных изданий Швеции. Другие газеты, а также масса блоггеров поддержали эти критические настроения.

Некоторое время спустя неизвестным образом в сеть попал сам текст договора (англ.). В нём говорилось, что в целом США и Швеция производят обмен данными наблюдения и прослушки в целях безопасности, и не больше. (Стоит отметить, что согласно метаданным, этот документ является договором между Австралией и Соединёнными Штатами, что свидетельствует о наличии такого же договора, вступившего в силу между этими странами, и о том, что метаданные остались после того, как США отредактировали договор для Швеции.)

 «Целью данного Договора является создание плана поддержки, развития и содействия двусторонней Совместной Деятельности в областях науки и технологий, которая бы способствовала обеспечению национальной безопасности обеих Сторон в: а) предупреждению и выявлению, реагированию, судебной экспертизе и атрибуции по отношению к террористической или другой угрозе национальной безопасности и/или по отношению к признакам такой угрозы. […] Стороны будут стремиться к достижению целей Договора путем средств, которые могут включать, однако не ограничиваются: а) содействие систематическому обмену технологиями, персоналом, а также информацией, полученной из или для аналогичных и дополнительных оперативных Исследований, Разработок, Тестирования и Оценивания; б) сотрудничество в разработке технологий и прототипных систем, которые могли бы помочь при противодействии совершающимся или же предполагаемым террористическим действиям на их территориях, или же другим угрозам национальной безопасности, отвечающим общим стратегическим интересам и требованиям Сторонам Договора» и т.д.

Возвратимся к закону FRA. Концепция постоянного несанкционированного прослушивания любого человека была чрезвычайно спорной (что справедливо), поэтому правительство попыталась оправдать её, идя на любые уловки. Среди попыток, внушавших наименьшее доверие, было заявление о том, что прослушка была необходима для защиты шведских войск в Афганистане от тамошних повстанцев. Очевидный встречный вопрос – с чего бы афганским повстанцам осуществлять для этого обмен электронными сообщениями и телефонными звонками через шведские сервера – был встречен красноречивым молчанием.

Затем в шведские СМИ ворвалась история о том, для чего был принят закон FRA: прослушивание России. 80 процентов всего международного интернет-траффика России проходило через Швецию, тем самым делая страну идеальной базой прослушивания для того, кому необходимо следить за противником. Это имело смысл. Это по-прежнему было нарушением основных прав на неприкосновенность частной жизни, но хотя бы теперь был понятен смысл этого закона, особенно в сочетании с нашумевшим договором об обмене данными.

«Компания TeliaSonera обладает одной из крупнейших в мире глобальных опто-волоконных кабельных сетей. На картах этой компании видно, что кабели проложены таким образом, что весь траффик из России проходит через Швецию. Все российские электронные письма и телефонные звонки за границу проходят через Стокгольм, вне зависимости от местонахождения получателей».

В то время правительство Швеции громко протестовало против таких шокирующих заявлений СМИ, утверждая, что подобные репортажи «вредят безопасности Швеции». На данный момент всем хорошо известно значение подобных фраз.

Обобщая всё вышесказанное: Швеция осуществляет прослушивание России для АНБ, и делается это со времени вступления в силу закона FRA в Швеции. Агентство FRA длительное время прослушивает Россию на основании договора, заключённого в апреле 2007 года, и предоставляет данные американскому АНБ.

В данном контексте становится понятным, что Швеция и Великобритания, стали единственными двумя европейскими странами, принявшими решение о препятствовании расследования по поводу прослушивания Америкой европейских чиновников и отраслей.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий