Оплата услуг мобильных операторов постепенно перестает быть основной статьей дохода владельцев сенсорных киосков. Еще в первом полугодии 2011 года доля транзакций снизилась с 78% до 67%. Причина такого спада – скоростная популяризация безналичных форм расчета. Кроме того, значительно выросли платежи по другим услугам, отметили участники рынка моментальных платежей.
Первый платежный терминал появился в России примерно в 2002 году. За 13 лет это чудо техники стало вполне обычным явлением по всей стране. Привычный сенсорный киоск можно увидеть во всех магазинах, банках, в оживленных местах на улице. По данным J’son & Partners Consulting в 2012 году оборот рынка платежных терминалов составил 915 млрд. рублей. Что же такое этот терминал и как он работает?
Платежный терминал – это аппарат с программным обеспечением, который позволяет провести платежи разных видов услуг в режиме самообслуживания. Процесс перевода денег начинается со взаимодействия пользователя и сенсорного экрана. Человек выбирает необходимые реквизиты (номер телефона, счета, структурного подразделения и т.п.), следует инструкции автомата, вносит деньги и на этом все. Дальше самостоятельную работу начинает программа для приема платежей.
С помощью какого либо средства связи (например, GPRS-модема) терминал пересылает платежные данные серверу, отвечающему за обработку платежа. После обработки, данные передаются на сервер организации, которой предназначается платеж. Сумма, оплаченная в терминале, поступает на необходимый счет и распечатывается чек.
Работа терминалов не бесплатна. Как правило, взимается небольшой процент (1,5-5%) за услугу. Комиссия может взиматься как с пользователя, так и с организации, куда перечисляются деньги.
НУАЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) провела исследование и подтвердила, что количество моментальных платежей за услуги сотовой связи снижается с каждым годом. Представитель НУАЭТ Борис Ким объясняет спад тем, что банки начали активно продвигать безналичные формы оплаты и быстрым ростом платежей по другим категориям (кредиты, налоги, пошлины).
Представители крупнейших сотовых операторов (Билайн, Мегафон, МТС) подтвердили, что все большее количество людей склоняется к оплате посредством банковских карт, банкоматов и электронных кошельков.
Как бы то ни было, владельцы платежных терминалов не умрут с голоду. Мы привыкли к удобству и комфорту, а высокие технологии прекрасно обеспечивают их.