Бейрут 18 августа (Рейтер) — На фоне того, как армия безжалостно расправляется с Братьями-мусульманами на улицах Каира, свергнув их выбранного президента, Египет начинают называть кладбищем Арабской революции и надежд исламистов формировать будущее региона.
Эффект на регион от захвата армией власти не будет равномерным, потому что, хотя страны вроде Египта и вовлечены в битву за самоидентификацию, другие страны, от Сирии с Йеменом до Ливии с Ираком находятся в решающей битве за выживание.
Будучи вне закона с некоторыми перерывами с момента своего основания 80 лет назад, организация выиграла парламентские и президентские выборы, затем уничтожила сама себя всего за год.
Как говорят аналитики, свергнутый президент Мохамед Мурси настроил против себя всех, кроме самых верных избирателей, направив всю свою энергию на захват контроля над институтами власти страны, вместо того чтобы проводить политику оживления своей парализованной экономики и заняться восстановлением политических разногласий.
«Я был удивлен быстрым падением исламистов», говорит аналитик Джамель Арфуи из Туниса — колыбели Арабской революции.
«На основе опыта исламистов в Турции, я ожидал, что Братья-мусульмане будут продолжать оставаться у власти долго».
У Египетских братьев, или Аль-Ихван, в настоящее время есть причины опасаться возврата в подполье на десятки лет, когда на прошлой неделе армия с большим кровопролитием установила чрезвычайное положение. В прошлый раз, когда было введено чрезвычайное положение — после убийства президента Анвара Садата в 1981 году — оно оставалось в силе в течение более 30 лет.
Придя к власти, Мурси и его сторонники по братству оказались не в состоянии сотрудничать с другими союзными исламистами и светскими оппонентами и бесповоротно настроили против себя армию, с которой поначалу пытались сотрудничать. В результате их действий страна оказалась разобщена больше чем когда-либо со времени становления республики в 1953 году.
«У них совершенно нет никакого понимания того, как функционирует демократическая политика», говорит эксперт по Северной Африке в Кембриджском университете Джордж Иоффе. «Трудно вообразить, как кто-либо, учитывая предоставляемые властью возможности, мог бы вести себя так глупо, как они. Это просто потрясающая некомпетентность».
«Братство совершило политическое самоубийство. Им понадобятся десятилетия для восстановления… потому что существенная часть египетского населения теперь им не доверяет», говорит академик Фаваз Гергез, добавив, что понесённый ими урон не ограничивается пределами Египта, достигая их филиалов в Тунисе, Иордании и Газе, где правящая партия Хамас выделилась из Братства.
Кое-кто считает, что Египет сам по себе является неудачей для арабского мира.
Автор книги «Египет на грани» Тарек Осман говорит, что Египет представляет собой столкновение за то, должны ли эти государства управляться в соответствии с традициями светского национализма, или обнаружить, что их богатая древняя идентичность втиснута в смирительную рубашку исламистского Братства.
Очевидно, говорят аналитики, что будущее национальных государств Восточного Средиземноморья — Ирака, Сирии и Ливана, находится в опасности. Эти страны были созданы Англией и Францией из арабских провинций Османской империи после Первой мировой войны, но их имперские интересы взяли верх над религиозной и этнической сплочённостью новых государств.
Устранение бывшего иракского диктатора Саддама Хусейна и американского вторжения в 2003 году, а также смертельная угроза, нависшая над Асадом, безусловно, вывели исламизм на первый план, сделав эти страны передовой конфессиональной битвы между суннитами и шиитами.
«Конфессионализм сейчас правит балом. Иракская война и её последствия, по сути, разделили страну по конфессиональному признаку, а есть ещё сирийская война, которая уже отзывается в разрываемым между конфессиями Ливане. Всё это создает детонаторы для потенциального расширения конфликтов», говорит Осман.
Боевики Аль-Каиды быстро воспользовались межконфессионными трениями в Ираке, вакуумом власти в Йемене и гражданской войной в Сирии. Они пока не играют главной роли в Египте, хотя МИД Египта распространил изображения, показывающие, среди прочего, членов братства, бряцающих оружием, и размахивающих чёрным флагом Аль-Каиды.
Само Братство отрицает связи с сетью.
Хотя Братство и является большим неудачником последних недель, зона военных действий в Каире, где на улицы продолжают выходить толпы молодых исламистов, которые сдерживают танки и снайперы могучей египетской армии, являются яркой иллюстрацией.
В Египте, Тунисе, Сирии и других странах региона более чем две трети населения в возрасте до 30-лет, что должно бы заставить генералов, спецслужбы и политиков, будь то исламистских или светских, взять паузу.
«Доступность интернета, спутниковых каналов и сервисов мгновенной связи позволяют им выражать их настроения быстро, делиться своим разочарованием мгновенно, с невероятной скоростью создавать и уничтожать настроения, и определённо, они не хотят ждать и терпеть неопытных лидеров, пока те, будучи у власти, научатся управлять», говорит Тарек Осман.