Relic Entertainment или Россия: кто переписывает историю в Company of Heroes 2?

COH22Вторая мировая война была первым по истине глобальным конфликтом. Из пепла впервые поднялась действительно мировая экономика, поддерживаемая новыми технологиями, созданными во время войны, и усовершенствованными в мирное время. Почти 70 лет спустя система компьютерной инженерии позволила небольшой удостоенной наград канадской студии  Relic Entertainment создать видеоигру о Второй мировой войне и продавать её в России. Она же предоставила возможность разгневанным российским потребителям заявить о своём недовольстве этой игрой в Интернете во всеуслышание.

Отрицательная реакция на игру Company of Heroes 2 началась на YouTube с язвительного обзора шоумена TheBadComedian. В течение 30-минутного видео, комик предоставляет детальную саркастическую критику игры, которая выражается в его описании бесчеловечной тактики Красной Армии. Он также неоднократно сравнивает команду разработчиков Relic с нацистским пропагандистом Йозефом Геббельсом.

В то время как видео набирало всё большую популярность и привлекало всё больше внимания, русские геймеры обратились к странице «отзывы пользователей об игре»  на сайте Metacritic, наградив её оценкой 0/10 в рейтинге и разгневанными комментариями. «Эта игра — сплошная ложь, она извращает правду о величайшем героизме наших предков», — пишет один из них. Другой крайне разгневанный игрок создал онлайн петицию, требуя, чтобы игра была запрещена на территории СНГ – группы стран, в которую входит Россия и несколько других бывших Советских республик.

Петиция собрала более 18 тысяч подписей, но она всё ещё не достигла своей цели. Однако, как сообщает сайт Game Front, ведущий дистрибьютор СНГ 1С-СофтКлаб полностью прекратил продажу Company of Heroes 2. Гневный обзор TheBadComedian, кажется, дал результаты.

Сайт Game Front опубликовал заявление Relic и SEGA, разработчиков игры:

«SEGA и Relic тесно сотрудничают со своим российским партнёром-дистрибьютером 1С-СофтКлаб в связи с претензиями, касающимися Company of Heroes 2 и исторического контекста игры с точки зрения России. Хотя исследования по этим проблемам не прекращаются, мы хотели бы выразить своё сожаление по поводу любых оскорблений, нанесённых этими заявлениями».

Поскольку пиар-группы в SEGA и Relic заняли круговую оборону, стоит задуматься: следует ли обвинять Relic в искажении истории и очернении военных действий русских, которые потратила огромное количество крови и средств во время Второй мировой войны и, несомненно, сделали больше для победы над Гитлером, чем любая другая союзная держава? Или российские игроки приняли всё слишком близко к сердцу?

Не смотря на всю театральность, видео TheBadComedian довольно убедительно. Company of Heroes 2 снова и снова возвращает к примерам советской жестокости. В роликах и в самом игровом процессе отступающие солдаты пытаются лишить немцев укрытия, сжигая дома с оставшимися внутри мирными гражданами, уничтожают запасы топлива и разрушают мосты, не заботясь о безопасности солдат-соотечественников, находящихся неподалёку. Офицеры, пытаясь спасти талантливого военачальника без промедления расстреливают солдат, которые не подчинились приказам. Один из главных героев хладнокровно убивает польских партизан после сотрудничества с ними, чтобы захватить важного немецкого пленника.

Relic утверждает, что все эти эпизоды основаны на исторически задокументированных событиях, которые вполне могут быть правдой. Однако из-за способа изложения эпизодов легко предположить, что они были распространёнными, даже типичными явлениями. Главный герой игры, Лев Абрамович Исакович (имя с двумя отчествами, которое поражает русских критиков как совершено недостоверное) имеет способности как у Зелига, чтобы каждый раз разоблачать кого-то из командования Красной Армии, совершающего что-то безнравственное.

Российские критики игры заявляют, что хотя многие вещи, показанные Relic имели место, это были единичные случаи. Это утверждение во многом подтверждается в замечательной статье Колина Кэмпбелла, написанной для сайта polygon, который опросил ряд историков как в США, так и на территории СНГ для разрешения спора. Все они согласны с тем, что Relic виновна в искажении исторических данных при подаче игровой истории.

Критику заслужил, в частности, видеофрагмент наступления на Сталинград, который находится в центре текущего спора: охваченные ужасом солдаты пребывают на лодке, им выдали оружие, но только по одной винтовке на пару солдат. Затем кричащие офицеры приказывают им идти в атаку прямо на немецкие пулемёты. Когда эти самоубийственные атаки не увенчались успехом, отступающие отряды были расстреляны своими же солдатами.

Это может прозвучать знакомо, если вы смотрели фильм 2001 года «Враг у ворот». Для ознакомления с Company of Heroes 2 Relic представила то, что фактически выстрел за выстрелом повторяет эпизод из фильма. Единственная проблема, что согласно источникам Кэмпбэлла, нет абсолютно никаких исторических свидетельств того, что происшествия, подобные этому когда-либо происходили. Блокада Сталинграда была изнурительной, но Красная Армия обладала большим количеством оружия. Солдаты в Сталинграде расстреливались за отступление без приказа или дезертирство, но их не косили из пулемётов в пределах видимости противника. И хотя есть некоторые примеры «заградительных отрядов», располагавшихся позади войсковых формирований, которые, вероятно, отступали, они находились, как правило, на некотором расстоянии от линии фронта.

Нетрудно догадаться, почему российские геймеры так разозлились. Relic взяли совершенно неисторический кусок голливудской фантазии и просто повторили его, изобразив русскую армию неорганизованной, тактически примитивной и охотно убивающей своих солдат. Студия даже превратила эту сомнительную историю обстрела со стороны своих в игровую механику.

Оглядываясь назад и помня о противоречиях, нетрудно распознать и другие ошибки, в том числе амбициозные заявления об «исторической точности» и «достоверности» в преддверии релиза, сделанные в лицензии разработчиками, кажущиеся ещё более вопиющими. Есть также контраст между тем,  как представлены в Company of Heroes 2 русские, и «подчищенным» изображением американских солдат в первой Company of Heroes –прискорбно, но не особо удивительно.

Российские геймеры, вероятно, привыкли к подобному виду холодной войны. Гораздо хуже то, что даже немецкие солдаты в игре изображены с какой-то преувеличенной учтивостью. Останавливаться на  советских пороках, полностью замалчивая немецкие военные преступления – в обеих играх Company of Heroes — верх несправедливости.

Происходит не только подмена исторических данных, важный контекст имеют и последствия этого. Как признаёт TheBadComedian, Советский Союз допустил ряд ужасных событий во время сражения на Восточном фронте как на национальном, так и на уровне отдельного человека. Но многое было сделано от отчаяния – это была война на полное уничтожение, в которой Советский Союз был близок к поражению. А что-то было сделано из элементарной жажды мести – существует множество примеров немецкой жестокости во время вторжения в Россию, которые не удостоились ни единого упоминания в Company of Heroes 2. Эти обстоятельства не могут полностью оправдать поведение Советского Союза, но они, несомненно, помогают объяснить его.

Хотя у Relic есть множество причин для извинений, русские критики игры тоже должны признать свою долю вины в сложившейся кризисной ситуации. От безвкусных шуток TheBadComedian о том, что Relic проводит неонацистскую пропаганду, следует отказаться.

Один из фрагментов видео позволяет предположить, что Relic думает, будто советские солдаты – трусы, не желающие бороться за свою страну. Хотя игровая история действительно больше внимания уделяет вышеупомянутой советской жестокости, а не героизму, этот аргумент всё же недобросовестный. На экране показано множество вдохновляющих примеров отваги русских – просто это происходит, пока вы, собственно, играете в игру. Когда солдаты прорываются сквозь дым к пулемётам на фланге, под миномётным огнём теряя своих товарищей, но продолжая обстрел, или таранят немецкие танки своим превосходным T-34.

Конечно, есть задания, сосредоточенные на советских злодеяниях, но существуют и другие, которые служат примером мужества и мастерства войск – например, когда горстка легковооружённых солдат незаметно подбирается, выводит из строя, а затем захватывает огромный немецкий танк. Читая нарекания русских геймеров, в том числе TheBadComedian, кажется, что Relic сплошь во всём виновата и совершенно не заслужила похвалы.

Имеет место и вопрос националистической пропаганды. Российские достижения во Второй мировой войне – Великой Отечественной войне – это безграничный источник национальной гордости, что совершенно справедливо. Советский Союз прибегал к  чрезвычайной находчивости, мужеству и самопожертвованию, что в некотором смысле затмевает вклад Соединенных Штатов в военные действия. Например, даже по самым скромным подсчётам, потери СССР среди гражданского населения в период 1939-1945 гг. больше в 50 раз.

Тем не менее, Советская Армия и Сталинская диктатура действительно совершали ужасные вещи. Некоторые из них отражены в Company of Heroes 2.  Другие, например, массовое убийство 20 тысяч поляков в лесу у Катыни или волна изнасилований, которая сопровождала Советскую Армию на пути к Берлину — нет.

Когда война закончилась, советское руководство по понятным причинам было обеспокоено использованием нелегко доставшейся победы на то, чтобы укрепить приверженность к коммунизму. Это означало вычёркивание неудобной правды: как серьёзных политических подробностей (заградотряды, штрафные батальоны, в бой массово бросали плохо обученные войска, расстрел бежавших военнопленных как шпионов), так и ужасных преступлений. Поколение русских учащихся изучает идеализированную версию истории.

В США и других западных странах граждане принимают как должное возможность хвалить и критиковать. Они могут чтить героизм авиаторов Второй мировой, параллельно оплакивая жизни, потерянные в Дрездене и Хиросиме. В России, где война просто понимается иначе, не тот случай.

Когда Relic поднимает сложные вопросы о тактике, политике и устоях Советской Армии или задокументированных зверствах, совершённых на Восточном фронте, некоторыми игроками это рассматривается как пятно на чести победоносной Красной армии. Некоторые русские игроки признают истинность неопровержимых неудач России, в то же время указывая на почти бесконечные примеры русского героизма.  Другие, такие как TheBadComedian, увидели только проколы в огромном воздушном шаре националистической гордости, хорошенько раздутом за десятилетия правления советской и республиканской власти, который теперь осаждается группой канадцев с сомнительными мотивами.

Бесспорно, война ужасна. Но она ужасна по многим причинам. Пытаясь создать игру об ужасах войны, Relic совершили ключевую ошибку. Разработчики увидели жестокость Восточного фронта, Сталина, Советского коммунизма и превратили Россию в козла отпущения.

Вы можете увидеть это в том, как советские солдаты шагают на экране, словно изображая злодеев в пантомиме, готовых вершить массовые казни. В различиях между тем, как Relic изображает русских, и как изображает американцев, англичан и даже немцев. А ещё в том, что игра по-прежнему надоедливо твердит своё, даже когда русские солдаты поднимают советский флаг над Рейхстагом: «Сколько миллионов погибло ради этой фотографии?», спрашивает игра.

В каждой стране, которая воевала во Второй мировой, были герои. В каждой из них были негодяи. Каждая страна имела солдат, которые сегодня были героями, а на следующий день становились преступниками.  Ужасы войны познала не одна страна.

Мы ещё увидим, как  Relic решили подступиться к этому противостоянию. Увидим, как отреагируют критики. В то же время мы можем порадоваться, что сегодня, когда обычные граждане двух континентов начинают битву, они могут вести её со своих клавиатур.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Relic Entertainment или Россия: кто переписывает историю в Company of Heroes 2?

  1. Имеет место и вопрос националистической пропаганды. Российские достижения во Второй мировой войне – Великой Отечественной войне – это безграничный источник национальной гордости, что совершенно справедливо. Советский Союз прибегал к чрезвычайной находчивости, мужеству и самопожертвованию, что в некотором смысле затмевает вклад Соединенных Штатов в военные действия
    ====================================================================
    Это полный пинцет, дорогие товарищи. Этим дубам хоть кол на голове э-э-э заостряй.

  2. Словоблудие статьи можно заменить одним предложением: «Вы молодцы, что вступились за память о войне, но в преступлениях кровавого сталинизма все равно нужно покаяться!».

    Я не хочу ни в чем каяться! Моя Родина — самая великая страна! В войне на уничтожение мы выстояли и надавали под сраку фашистам. И надаем под сраку любому, кто к нам сунется! Все, кто лает на нашу историю, боятся за свой пукан, так как один раз мы им его уже рвали. Кто не верит, пусть почитает историю.

  3. Поколение русских учащихся изучает идеализированную версию истории.
    ——————-
    В США и других западных странах граждане принимают как должное возможность хвалить и критиковать. Они могут чтить героизм авиаторов Второй мировой, параллельно оплакивая жизни, потерянные в Дрездене и Хиросиме. В России, где война просто понимается иначе, не тот случай.
    ————————
    Это не пинцет. Это сознательное принижение роли СССР в победе, замаскированное под политкорректность. Эти канадцы выросли на сознательно очерняющих советский союз фильмах и уверены в их исторической достоверности. Может, наше поколение и учило идеализированную версию, но их поколение просто не учило никакую. Согласно неоднократно проводившимся опросам, абсолютное большинство американцев уверены, что армия США была основной силой во второй мировой, а Хиросиму и Нагасаки бомбили русские. Что, к сожалению, происходит с нынешними уже нашими свежевыпущенными школьниками, которым вдалбливали в 90-х тот же образ существования, как единственно правильный. Остаётся пытаться не пускать этот антироссийский бред в головы наших нынешних первоклашек.

Добавить комментарий