«Умные» крылатые ракеты устремляются в небо с секретных, высокотехнологичных подводных лодок, бороздящих воды Средиземного моря. В ходе очередной волны атаки эсминцы подбрасывают в воздух новую партию ракет-роботов стоимостью многие миллионы долларов – все под бдительным оком запущенных с кораблей беспилотников. А в это время атомные авианосцы занимают позиции для запуска истребителей, гружённых своими собственными «умными» боеприпасами.
В случае, если США начнут войну с Сирией – вариант, который, по сообщениям, рассматривается после химических атак, предположительно предпринятых войсками президента Сирии Башара Асада и унёсших жизни, по меньшей мере, тысячи человек – в авангарде ударных сил могла бы быть уже формирующаяся в Средиземном море и прилегающих водах военно-морская армада при массированной поддержке наземной авиации.
У военно-морской завязки есть множество прецедентов. Поддержанная США интервенция в Ливии два года назад тоже начиналась с залпов запущенных с подлодок ракет, которые были подкреплены налётами палубной авиации. Но в отличие от Ливии, Сирия имеет ограниченную береговую линию и окружена одними из самых напряжённых, непроницаемых и милитаризованных границ в мире, сильно осложняющими материально-техническое обеспечение операции США. Даже восхваляемые за свою гибкость военно-морские силы могут обнаружить, что Сирия – чрезвычайно сложная военная задача.
Пока президент США Барак Обама и его советники продолжают обдумывать возможность интервенции, штабисты работают, не покладая рук. При всех потенциальных осложнениях, ниже описывается то, как могла бы пройти интервенция в Сирии.
АПЛ «Флорида» у побережья Греции в мае
Подводный ракетный арсенал
В начале 2000-х гг. ВМС США взяли 4 старые атомные стратегические подводные лодки, убрали из них баллистические ракеты и переоборудовали в подводные арсеналы, упаковав каждую 154 крылатыми ракетами большой дальности, которые могут стартовать из подводного положения.
Эти так называемые ПЛАРК – по две на каждом побережье США – также несут в себе морских котиков со специальными мини-подлодками для проникновения на берег противника, а также, судя по всему, небольшие воздушные дроны. Такая мини-подлодка видна на спине USS «Флорида» на фотографии выше.
Именно «Флорида» два года назад начала интервенцию в Ливии, выпустив свыше 90 КР с целью уничтожения ПВО Муаммара Каддафи и расчистив путь для воздушных ударов НАТО. «Ни один корабль в истории Соединённых Штатов Америки не производил раньше такого количества ударов по наземным целям обычными вооружениями и за один короткий промежуток времени», – ликовал контр-адмирал Рик Брекенридж.
Не далее как этой весной «Флорида» вернулась в зону патрулирования 6-го Флота ВМС США с центром в Средиземном море. В июне 560-футовая (170 м; прим. mixednews.ru) лодка возвратилась на свою базу в Джорджии, а её сестра USS «Джорджия», по всей видимости, заняла её место в группировке. Но затем, в июле, флотский фотограф запечатлел «Флориду» покидающей базу «для выполнения повседневных операций». При этом «Джорджия» последний раз попала в публикацию, патрулируя воды Индийского океана.
Короче говоря, «Джорджия» находится в пределах скорого морского перехода через Красное и Средиземное моря, что означает возможность её использования для ракетного удара по сирийской обороне. А если «Флориду» тоже отправили обратно в Средиземное море, то ВМС могут иметь в своём распоряжении не менее 300 «Томагавков», затаившихся у сирийских берегов. И это даже не считая других, не таких крупных американских подлодок, несущих меньшее количество крылатых ракет.
Наибольшей проблемой может быть воздушное пространство. Даже близкие союзники США испытывают дискомфорт, когда разрешают американским ракетам пролетать над своей территорией по пути к своим целям – в 2003 году пролёт американских ракет запретили Саудовская Аравия и Турция. Огневые позиции на Красном море, вероятно, потребуют пролёта ракет «Томагавк» над Иорданией, что делает необходимым разрешение этой страны.
Стрельба же со Средиземного моря даёт прямой доступ к Сирии. Но с учётом всего 100 миль береговой линии и прибытия всё новых и новых боевых кораблей, сирийские воды могут очень быстро переполниться.
Учебная стрельба из 5-дюймового орудия USS «Барри»
«Которые стреляют»
В связи с возможным ударом по Сирии Министерство обороны США особо упомянуло 4 корабля – все они являются 500-футовыми (150 м; прим.) эсминцами типа «Арли Бёрк» в составе 6-го Флота. USS «Мэхен», USS «Грейвели», USS «Барри» и USS «Ремедж», каждый из которых несёт комбинацию из 90 зенитных и крылатых ракет – все находятся в Средиземном море.
Но ВМС никак не ограничены только этими 4-мя надводными кораблями. «Министерство обороны отвечает за обеспечение президента вариантами действий на все случаи жизни, – сказал министр обороны Чак Хейгел. – Это требует такой расстановки наших сил и ресурсов, при которой сохраняется возможность различных вариантов действий, на каком бы из них не остановился президент».
Действительно, два тысячефутовых (305 м; прим.) авианосца с ядерной силовой установкой находятся на расстоянии быстрого марша до Сирии. USS «Нимиц» и USS «Гарри Труман» – на каждом из которых около 70 реактивных истребителей, самолётов поддержки и вертолётов, плюс несколько вспомогательных эсминцев, крейсеров и подводных лодок – оба по состоянию на 23 августа числятся в составе 5-го флота США. 5-й Флот патрулирует Персидский залив и Красное море.
Боевые соединения «Нимица» и «Трумана» могли бы, в теории, наносить авиационные и ракетные удары с зоны действия 5-го Флота, и вновь, при условии разрешения на пролёт со стороны Иордании или другой союзной страны. Аналогичным образом, авианосцы могли бы пройти Суэцким каналом в Средиземное море для прямой атаки. Но авианосная группа обычно разворачивается на территории, превышающей сотни квадратных миль. Набившись в Средиземное море, авианосцы могут быстро оказаться как сельди в бочке.
БПЛА военно-морских сил Fire Scout
Глаза в небе
Подлодки, эсминцы и палубные самолёты – «которые стреляют» – наиболее видимый аспект возможной атаки на Сирию, но вряд ли самый важный. ВМС также могут играть незаменимую роль в сборе жизненно-важной разведывательной информации, необходимой для обеспечения проведения любой интервенции.
Морские котики ВМС, которые могут быть задействованы с ПЛАРК, надводных кораблей и с воздуха, собирали в последнее время разведданные в разных горячих точках, включая Сомали, но они могут столкнуться с тем, что густонаселённое, плотно застроенное побережье Сирии слишком многолюдно для незаметного проникновения. Пожалуй, для обнаружения целей более оптимальной альтернативой будут БПЛА.
Военно-морские силы оснастили, как минимум, одну из своих субмарин, скрытную «Джимми Картер», воздушными роботами – возможно, запускаемой с помощью катапульты моделью Scan Eagle. Моряки также испытали 40-фунтовый Scan Eagle на борту ПЛАРК, хотя неясно, несут ли «Флорида» и «Джорджия» оснащённых камерой летающих роботов.
Десантные корабли и эсминцы наверняка могут нести «сканирующих орлов». А некоторые надводные корабли также оснащены оборудованием поддержки беспилотного вертолёта Fire Scout, который может быть вооружён управляемыми ракетами. В 2011 году базирующийся на фрегате «Халибёртон» Fire Scout был сбит при поиске целей над Ливией.
На 6-м Флоте также эксплуатируется два гигантских разведывательных БПЛА Global Hawk. Имея размах крыльев Боинга-737, Global Hawk может летать на высоте 60 тысяч футов (18 км; прим.), сканируя поверхность под собой при помощи радара и камер.
Следует признать, что на вооружении Военно-воздушных сил США стоит больше дронов-шпионов, и надо полагать, они обладают лучшими характеристиками. Безусловно, когда речь заходит о ведении разведки с целью возможной интервенции в Сирии, флот не будет действовать в одиночку. По тем же причинам, удары ВМФ могли бы только открыть путь для более мощных и продолжительных атак боевыми самолётами ВВС, дислоцирующимися на сухопутных аэродромах в Иордании, Турции и других странах-союзниках.
Но это не значит, что расчистка пути в тесном морском и воздушном пространстве Сирии будет лёгким делом.