Несмотря на то, что Саммит G20 это, прежде всего, экономический форум, основной акцент будет сделан на обсуждении конфликта в Сирии.
И не удивительно. Ведь руководители крупнейших экономик мира (включая ЕС) соберутся в Санкт-Петербурге всего несколько дней спустя после того, как Обама объявил о намерении нанести военный удар по Сирии. Первым последствием военного вмешательства в Сирии станет скачок цены на нефть. Аналитики из Сосьете Женераль прогнозируют, что, если конфликт в Сирии получит развитие, то цена нефти марки Brent достигнет 150 долларов за баррель (пока что цена по предстоящим октябрьским сделкам составляет 115 долларов).
По меньшей мере, семь стран-членов G20 – среди них США, Китай, Франция, Россия, Саудовская Аравия, Турция и Великобритания – занимают достаточно сильные позиции в этом конфликте. Россия и Китай открыто высказались против военного вторжения, Бразилия пока молчит, а Индия настаивает на том, что взаимопонимание должно быть достигнуто в рамках концепции ООН. К тому же «двадцатка» просто морально обязана отреагировать на недавнюю химическую атаку. В таких условиях обсуждение вопросов вокруг Сирии на Саммите неизбежно.
Помимо этого на Саммите также будет обсуждаться ситуация вокруг сворачивания политики валютного стимулирования в США и то, как это отразиться на валютах развивающихся рынков. Те из стран-участниц, которых это касается, скорее всего, будут призывать влиятельные страны «принимать во внимание» последствия их нетрадиционной внутренней денежной политики за рубежом.
Конечно же, США не обязаны прислушиваться. Хотя в абсолютном выражении доля США в ВМП продолжает расти, их роль в качестве двигателя мировой экономики постепенно ослабевает по мере того, как затихает рост развивающихся рынков.
Ещё одним вопросов повестки дня станет БРИКС. Страны БРИКС как раз и будут теми, кто будет взывать к разумному и постепенному сворачиванию валютного стимулирования в США. На то у них есть свои причины: за последние четыре месяца национальные валюты Бразилии, Индии и Южной Африки потеряли в цене более 15 процентов по отношению к доллару; российский рубль — 8 процентов за прошедшие полгода.
Поводом для беспокойства для развитых экономик являются хитроумные схемы уклонения от уплаты налогов, используемые крупными корпорациями. Эти схемы, известные также как размывание налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения, сильно тревожат богатые страны, которые постараются уже в ближайшее время разработать план совместных мероприятий против этих напастей.
Для развивающихся же рынков подобная атака на корпорации не вполне к месту. В условиях мировой волатильности не стоит ставить им ещё бóльшие препоны для инвестирования, таков один из аргументов. Кроме того в долгосрочной перспективе средняя доля корпоративных налогов в ВВП развитых экономик не меняется, несмотря на применение подобных схем, оставаясь на уровне 2 процентов.
Главным отличием Санкт-Петербургского Саммита станет отдельная встреча стран БРИКС. Хотя остаётся до конца не ясным, сумеют ли они существенно продвинуться в идее создания валютного резервного фонда размером 100 миллиардов долларов.