Как Путин стал Чаком Норрисом международной политики

В прошлом месяце, когда американский блогер-консерватор Мэт Драдж назвал президента России «лидером свободного мира», Владимир Путин получил ещё большее народное признание.

Поддержка Путина со стороны Драджа может показаться странной (ещё в прошлом году его злило то что Обама связался с Путиным после того, как россияне переизбрали президента), однако похоже, что Драдж не одинок в своём новообретённом высоком мнении о российском лидере. Когда один из американских новостных сайтов разместил на своей странице в Фейсбук фото с Большой двадцатки, на котором Обама сверлит Путина враждебным взглядом, комментарии под данным фото были в подавляющем большинстве в поддержку Путина.

Простое объяснение популярности Путина – это его противостояние военному вмешательству в Сирию, которое помещает его в один лагерь с большинством американцев. Однако сам Путин, похоже, завоёвывает международное признание по мере того, как люди ведутся на его образ выносливого и умного героя, борющегося на стороне слабых.

Вспомнив недавний мем, Путина даже можно назвать Чаком Норрисом международной политики.

Мы не первые, кто заметил схожесть репутаций этих двух борцов за справедливость. В интернете Норрис долгое время слыл воплощением мужественности, подкреплённым различными фактами о его силе («Когда Александр Белл изобрёл телефон, он обнаружил три пропущенных звонка от Чака Норриса»), и несколько лет назад этот мем перешёл на Путина («Путин может решить любой дипломатический кризис. Кулаками»). Некоторые сайты даже публикуют размышления на тему того, кто бы победил в битве: Путин или Норрис.

Репутация Путина как героя боевиков прошла годы формирования. Исследовательница из Брукингса Ханна Тобурн отмечает, что через несколько месяцев после вступления в должность в 2000 году, сев на продвинутый реактивный истребитель Сухой-27 Путин отправился в зону военных действий в Чечне. Даже до вступления в должность президента, премьер-министр Путин говорил, что Россия покончит с чеченскими повстанцами, «замочив» их «в сортире». Также образ супер героя Путина  был бережно взращён с помощью таких пиар-ходов, как его знаменитая верховая езда топлес, рыбалка, и поездки на охоту в 2007 году.

По словам учредителя Института современной России и сына заключённого олигарха Михаила Ходорковского Павла, впечатляющий образ Путина держится на двух столпах. Во-первых, такой образ делает Путина в глазах его сторонников «воплощением сильного, участливого государства». Во-вторых, в стране с большим внутренним дефицитом информации правительство знает, что далёкое от утончённости изображение Путина в виде мачо – весьма эффективно. По словам Ходорковского, «для того, чтобы придерживаться данного образа, прилагается много усилий».

Однако в репутации Путина может быть и правда. Перед тем как стать президентом, в советский период Путин долгое время выполнял некие поручения, находясь на службе в КГБ. По сей день, он серьёзно продолжает практиковать дзюдо.

Если Путин похож на героя боевиков, то он относится к тому же типу, что и Норрис. Оба сравнительно низкого роста, но, тем не менее, грозны и умны. Согласно сайту IMDB, отличительные черты Норриса – исполнение ролей «закоренелого хорошего парня, всегда способного, не смотря на владение навыками боевых искусств, найти выход из ситуации, который был бы лучше драки», а также «спокойный, рассудительный голос».

Путин создаёт себе такой же образ, особенно когда дело доходит до противостояния военному вмешательству Запада в Ливию и Сирию. Вдобавок, его жёсткая позиция в ходе войны России с Чечнёй, в начале 2000-х, добыла ему симпатию со стороны некоторых американцев после того, как стало известно, что виновники теракта на Бостонском марафоне были чеченцами. Путин не упустил этого – в своей речи, произнесённой им сразу после теракта, президент России умело упрекнул политиков США с намёком «я же говорил». Его гостеприимство по отношению к бывшему сотруднику АНБ Эдварду Сноудену, не смотря на давление США, также принесло Путину уважение и внимание народных масс.

По словам научного сотрудника Белферского центра науки и международных отношений при Гарвардском университете, а также бывшего заместителя главного редактора газеты The Moscow Times Симона Сараджяна, «основная причина улучшения народного отношения к Путину состоит в том, что наблюдатели за Россией видят как последовательно, разумно и эффективно, по сравнению со своими западными соперниками, российский лидер разрешает такие проблемные ситуации, как в случаях с Сирией и Сноуденом. Невзирая на то, какое давление на него оказывали США, он не сдвинулся с места, и результаты опросов показывают, что существенные части американской общественности больше склоняются к позиции Путина, нежели Обамы, по отношению к Сирии и вмешательству в гражданскую войну зарубежной страны».

Один из авторов книги «Мистер Путин: оперативник в Кремле» экономист Клиффорд Гэдди считает, что прошедшие несколько недель показали, насколько сложной натурой на самом деле является Путин. По словам Гэдди, «он, наверное, самый серьёзный из всех соперников, с которыми Америка сталкивалась в последнее время. Он умён и вероломен, опытен в использовании индивидуальных слабостей и ошибок людей против их самих –  все эти навыки он отточил за время службы в КГБ».

Какими бы ни были причины, образ Путина как «крутого» лидера довольно уникален в современном мире, и отмечен контрастом с более мягким лидерством Обамы, Дэвида Камерона, Франсуа Олланда, или Ангелы Меркель. Те лидеры, которые в своё время завоевали подобное уважение за свой жёсткий нрав – Джордж Буш, Николя Саркози или даже Уго Чавес – на данный момент занесены в мировые учебники истории. Это даёт Путину цель на будущее.

И всё это несмотря на тот факт, что за несколько прошедших лет Путин пережил наиболее сложный период своего правления, ознаменовавшийся массовыми протестами, начавшимися после выборов в Думу 2011 года. Многие наблюдатели предполагали, что Путин скоро выйдет из игры, но ещё одна соавтор книги «Мистер Путин: оперативник в Кремле» Фиона Хилл отметила, что президент России умеет «вырывать победу из пасти поражения».

В этой фразе тоже чувствуется намёк на образ героя боевиков. С учётом длительного пребывания на посту главы государства, Хилл также наградила Путина ещё одной аналогией; подобно Брюсу Уиллису в серии о «Крепком орешке», «уже не молодой, лысеющий герой возвращается, чтобы снова и снова спасать мир».

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Как Путин стал Чаком Норрисом международной политики

Добавить комментарий