Сотни проблем продолжают преследовать многострадальный проект по созданию истребителя Joint Strike Fighter. В новом отчёте главного инспектора Министерства обороны говорится о том, что основные технические характеристики и надёжность одной из самых дорогих программ по разработке оружия в истории США вызывают большие сомнения.
Расследование началось в феврале 2012 года и продолжаются уже 16 месяцев. За это время Управление главного инспектора (агентство в Пентагоне, отвечающее за расследования дел, связанных с утилизацией военных отходов, мошенничеством, нарушением правил безопасности и другими должностными преступлениями) выявила более 360 «проблем», касающихся истребителя F-35 Lightning II, 147 из которых названы «крупными».
Отчёт был опубликован в понедельник, за несколько часов до того, как правительство США прекратило работу из-за противостояния в конгрессе. В нём содержатся обвинения в «неэффективности» надзора за осуществлением программы F-35 со стороны Управления по разработке совместных программ и Агентства сопровождения оборонных контрактов Пентагона, которые не смогли разглядеть промахи главного подрядчика – компании Lockheed Martin Aeronautics Co. и нескольких субподрядчиков. В результате были допущены ошибки, которые «могут неблагоприятно сказаться на технических характеристиках, надёжности, удобстве эксплуатации и, в конечном счёте, на стоимости всей программы».
Черновик отчёта долгое время переходил из офиса главного инспектора в Управление по разработке совместных программ и обратно. В окончательной версии, которая была опубликована в понедельник, говорится, что инспекторам предложили провести ещё одну проверку — после 13 документов, которые вернулись назад.
Наряду с недостаточным надзором и чрезмерными расходами на проект, в опубликованном отчёте содержатся следующие обвинения в адрес Управления по разработке совместных программ, компании Lockheed и её субподрядчиков:
Недостаточная продуманность в отношении дизайна, процесса производства и обеспечения качества, в результате чего возрастает риск передать военным самолёт с недопустимыми отклонениями.
Неспособность осуществить важные программы обеспечения безопасности, что может привести к «дополнительным рискам во время боевых действий».
Результаты аттестации десятков сотрудников, нанятых для работы над проектом, оказались просрочены.
Снижение технических требований и требований к качеству для субподрядчиков, которые привели к созданию продуктов F-35, которые могут не соответствовать необходимым лётным качествам и требованиям безопасности».
Планирование и процесс реализации программы «остаются незрелыми», говорится в отчёте, и «инструкции по сборке» требуют «немедленного пересмотра».
В министерстве обороны пока никак не прокомментировали отчёт, поскольку федеральное правительство в данный момент не работает.
Однако перед самым закрытием из Управления по разработке совместных программ поступило заявление, что 78 процентов проблем, указанных в предыдущей версии отчёта, были устранены.
«Большая часть проблем была предварительно выявлена Управлением по разработке совместных программ и Агентством сопровождения оборонных контрактов. В настоящее время они устранены или не представляют критического значения для дальнейшего развития программы» — говорилось в заявлении.
В компании Lockheed уверяют, что отчёт «базировался на данных, которым уже более 16 месяцев». В отдельном заявлении говорится о том, что основная часть требований по корректировке недостатков программы была выполнена».
«Когда выявляется недостаток, мы предпринимаем все необходимые меры, чтобы полностью исправить ситуацию».
«Мы обязуемся завершить разработку истребителя мирового класса F-35 пятого поколения и предоставить его военным в срок и уложиться в оговоренный бюджет».