Статус сверхдержавы в опасности

843561-bostonFinancial Times: Прошло уже больше десяти дней с того момента, как закрытие американского правительства подошло к концу. И если опираться на рынок облигаций, похоже, ничем это не обошлось — доходность по 10-летним облигациям казначейства впервые с августа опустилась ниже 2,5 процентов.

Однако, под кажущейся спокойной поверхностью, заигрывание Вашингтона с добровольным дефолтом сотрясло уверенность в американских политических институтах. Возможно, немедленного соперника доллару как мировой резервной валюте и нет. Но, как недавно сказал госсекретарь США Джон Керри, теперь мир наблюдает за США, чтобы увидеть, вёрнется ли страна к прежней адекватности. Она не может себе позволить взять привычку политического безрассудства.

Тот факт, что Вашингтон переживает кризис воли, а не способности, не особенно обнадёживает. Нет сомнений, что Казначейство способно обслуживать американский долг. Но теперь все допускают возможность того, что оно может устроить ещё одно бюджетное представление не далее чем в январе или феврале. На прошлой неделе высокопоставленный китайский политик призвал мир к «деамериканизации». Ни китайский юань, ни евро ни в состоянии вытеснить доллар США, который по-прежнему составляет больше 60 процентов глобальных резервов. Но правительства и частные инвесторы теперь стали гораздо более внимательны в отношении альтернатив, чем раньше.

Так же брожение кризиса обойдётся Америке двумя дальнейшими потерями, которые одинаково тяжело измерить. Во-первых, репутация Америки. По этому критерию США продолжают барахтаться. За уверенностью в кредитоспособности и доверию к США стоит мировое доверие к американской демократии. Тем не менее, международное воздействие функционального расстройства Вашингтона становится всё более ощутимым. Отстутствие Обамы в прошлом месяце на азиатских торговых встречах подвигло Китай начать собственные инициативы без участия Америки. И закрытие правительства отложило критически важный второй раунд переговоров по трансатлантической торговле. Множество важных бюрократических функций было заморожено, в том числе контроль за соблюдением финансовых санкций, наложенных на Иран, и работой над фундаментальными научными исследованиями. Как сказал Керри, он буквально ощущает мировые сомнения в отношении американской демократии на встречах с иностранными коллегами.

Во-вторых, закрытие правительства ещё больше подорвало уверенность в экономическом восстановлении США. На прошлой неделе цифры по занятости показали, что рынок труда в США, похоже, опять застрял на месте. Потребительского доверия в США также упало до почти самого низкого уровня за год. Кроме того, закрытие лишило ВВП в четвёртом квартале как минимум 0,25 процента роста.

Мир продолжает рассчитывать на каждое слово Федрезерва, и шансы того, что он отложит прекращение стимулирования до мартовских перевыборов председателя, когда Бернанке должна будет заменить Джанет Йеллен, всё больше укрепляются.

Если предположить, что Капитолий не блокирует её кандидатуру, Йеллен надо будет быстро показать, что она достойна занятого кресла. Поэтому для нее (и внимательно наблюдающего мира) стало бы большим подспорьем, если бы с этого момента и до перевыборов Конгресс смог бы «удержать машину на заданном курсе». Теперь на кону нечто большее, чем просто репутация. Теперь играет роль также и статус сверхдержавы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Статус сверхдержавы в опасности

  1. Публикация тенденциозная, если не заказная. Статус сверхдержавы — вряд ли сейчас главная проблема президента Б.Обамы. В свете новостей СМИ о катастрофическом вреде сланцевого газа, добываемого в США, напрашивается вывод о выживании США как сверхзадаче для части её элиты (допустим Уолл Стрита). Сланцевая революция — только средство для раскрутки экономики (сбалансирования бюджета и торгового баланса) США. Но возможно до того как разразится всемирный скандал о сланцевой катастрофе — это позволит фундаментально снизить производство продовольствия в мире (путем вывода плодородных земель из оборота) и понять цены на продовольствие. Тогда потребительская инфляция в мире точно выстрелит вверх (этому сейчас мешает дешевый азиатский экспорт). Долги США будут обесцениваться, что и требуется Уолл Стриту. Под нефтедобывающие страны подведут схему «нефть в обмен на продовольствие» (как в свое время в Ираке), а Ближний Восток захлестнет новая революция. Позитив для президента Б.Обамы в том, что шатдаун позволил ослабить позиции радикальных республиканцев (троцкистов). Кроме того, поток спекулятивного капитала удалось действительно перенаправить из акций США в акции ЕС, ослабив риски негативных последствий возможного обвала («коррекции») фондового рынка для США. Некоторая заминка со снижением индекса безработицы в США естественна. Это не линейный процесс. Но именно снижение безработицы и сланцевый газ могут выполнить роль стартера экономики США, которую дальше раскрутит инфляция. Зато ни у кого не должно остаться сомнений, что казначейки обеспечены печатным станком ФРС, а акции нет, т.е. мировыми деньгами в большей степени стал долг США. Те кто это не понял, будут оплачивать механизмы прямой ликвидации мировых денег. Вот и вся демократия.

Добавить комментарий