Организация экономического сотрудничества и развития во вторник заявила, что к 2015 году ожидает от России и стран Центральной и Восточной Европы продвижения их экономик вперёд, после того, как регион пытается преодолеть последствия спада еврозоны.
Организация наиболее развитых стран мира заявила, что в следующем году Россия получит некоторую свободу действий для снижения процентных ставок.
ОЭСР снова снизила для России свой прогноз роста на 2013 год до 1,5 процентов с 2,3 процентов, которые она высказала в мае. Также она снизила свой прогноз с 3,6 до 2,3 процентов на 2014 год, однако видит рост до 2,9 процентов в 2015 году.
[blockquote_fact]Рост должен постепенно расти благодаря инвестициям в инфраструктуру и добывающий сектор. Низкий уровень безработицы, говорят в организации, должен сохранить уверенное потребление.[/blockquote_fact]
Снижение процентных ставок не было бы уместным, пока базовая инфляция не начнёт снижаться более быстрыми темпами, в то время как обесценивание валюты увеличивает инфляционное давление, говорят в организации, добавляя, что «в 2013-2014 годах для политики снижения ставок места несколько маловато».
Чтобы понять, почему экономика России почти не растет уместно задуматься над двумя сюжетами телеканала «Россия 24», показанными сегодня. В первом сюжете выступил О.Дерипаска и сказал о неэффективности системы кредитования в России — процентные ставки для крупного бизнеса 10%, для среднего 14-16%, а для малого бизнеса до 20% (это при официальной инфляции около 7%, т.е. реальная ставка от 3 до 13%, и это с 1990-годов, для сравнения американская промышленность при реальной процентной ставке 2% уже не способна работать, а сейчас ставки отрицательные — для этого и создано QE). Почти миллион тонн алюминия в год вывозится из России в чушках, а завозится примерно столько же в виде профиля и т.д. А таких кредитов на развитие производства с добавленной стоимостью российские банки дать не могут, внутри экономики нет таких денег, тем более доступных по стоимости.
В другом сюжете с интервью у О.Вьюгина на вопрос о том, какие возможности для рефинансирования есть у банков в ЦБ РФ было сказано, что таким инструментом является залог банками облигаций, но этот ресурс практически исчерпан (не удивительно — это собственно форма наличных для банков), ЦБ рассматривает некоторую возможность залога акций, но в основном возможности ЦБ исчерпаны. Главным источником ресурсов банков должно быть нарабатывание ими собственной монетарной базы (прибыли и привлечёнки с рынков). Зададим вопрос, а не отсюда ли та агрессивная и дорогая кредитная и депозитная политика российских банков. Почему ЦБ РФ вообще не использует классическую практику переучета векселей предприятий как это было в европейских странах в 1970-е и 1980-е годы, т.е. до лихого финансового капитализма? Для благополучия России этого хватило бы вполне. Ответ конечно есть — либеральная доктрина не позволяет. В отсутствии валютного контроля за движением капитала, полученные деньги заемщики якобы могут конвертировать в валюту и вывезти, при этом не учитывается, что в корне изменится инвестклимат. Но нынешний эмиссионный механизм как раз и заточен под инвалюту и свободный переток капитала и не приемлет адаптации системы рефинансирования к росту, а не нефтяным ценам.
Так что важнее — видимость свободной конвертируемости рубля или собственный экономический рост?
Россия попала в ловушку кредитования — прав О.Дерипаска. А ОЭСР это констатирует, но реальные причины не объясняет. А вдруг в России поймут в чем причина?
В ЕС несмотря на глобализацию механизмов рефинансирования, до половины привлеченных денежных ресурсов предприятий это доступные кредиты банков, остальное финансовый рынок, а рефинансирование ЕЦБ представляет банкам для развития экономики сроком до трех лет, а не нескольких дней как ЦБ РФ. А то что европейские банки не кредитуют реальный сектор — это проблема финансового капитализма. Но в России-то, наоборот, предприятия просят, но не могут получить доступный кредит на развитие производства! Поэтому они и вынуждены уходить в офшоры, чтобы кредитоваться в Европе, а в последнее время и создавать там профит — центры, которые реинвестируют деньги обратно в Россию. Вот она где «монетарная база», под которую предприятия берут кредиты в Европе! В США количественное смягчение под влиянием кризиса, если задуматься, это и есть возврат к традиционному рефинансированию, только по убыточным секторам. На 40 млрд. долл. в месяц по ипотечным бумагам и на 45 млрд. долл. в месяц по казначейкам, а значит финансированию экономики и тех налоговых льгот, которые идут или пойдут предприятиям США. Если Россия преодолеет проблему, о которой сказал О.Дерипаска, она первая в мире после кризиса вступит на путь развития и распрощается с пресловутой сырьевой моделью. Если нет…..