На сегодняшний день в мире 17000 единиц ядерного оружия

OB-FK015_poll_G_20100128165647Как значится в новой книге Джозефа Сиринсионе, в январе 1995-го «российские военачальники ошибочно приняли норвежскую метеорологическую ракету за американскую баллистическую ракету подводного пуска». Через несколько секунд Борис Ельцин заработал нежелательное признание в качестве «первого президента России, открывшего ядерный чемоданчик».

У Ельцина было всего несколько минут на принятие решения нужно ли атаковать США «заградительным огнём ядерных ракет» и, по словам Сиринсионе, считается, что его ближайшие военные советники говорили ему, что «он должен запустить ракеты».

К счастью для всех нас Ельцин понял что они, и радары, ошибались.

Так, пока американцы веселились под музыку TLC и Boyz II Men и по ТВ наблюдали за судом над О. Джей Симпсоном, сами того не зная они находились в нескольких минутах от разрушения и мировой ядерной войны, которая бы принесла смерти сотен миллионов только в США; американская нация, как и бо́льшая часть остального мира, была бы уничтожена; а США и Россия «вряд ли…когда-либо оправились и снова стали жизнеспособными государствами».

Директор проекта по ядерному нераспространению фонда Ploughshares Fund Джозеф Сиринсионе отмечает, что сегодня в мире существует семнадцать тысяч единиц ядерного оружия, что демонстрирует значительное сокращение его количества – своеобразный вид прогресса.

В начале шестидесятых в мире было «почти шестьдесят тысяч единиц ядерного оружия, общая убойная сила которого равнялась примерно двадцати тысячам мегатонн (двадцать миллиардов тонн) динамита, или увеличенной в миллион раз силе бомбы, сброшенной на Хиросиму».

С тех пор, благодаря различным заключённым в 1980-х соглашениям, например Договору о СНВ, «в период с 1992-го по 2012-й, количество переносимого американскими и российскими ракетами и бомбардировщиками дальнего действия ядерного оружия сократилось на 74 процента».

Неизменным осталось лишь одно – США и Россия по-прежнему обладают примерно 95-ю процентами мирового ядерного оружия, что сегодня сравнимо с немного больше чем 4500 ядерными боеголовками у каждой из стран. (Любители пирровых побед из числа американцев могут быть спокойны – у США ядерных боеголовок примерно на полторы тысячи больше, чем у России).

Однако растут ли, или же сокращаются запасы ядерного оружия, печальным фактом остаётся равнодушие к их недостаточной защищённости.

Как пишет Сиринсионе, «Министерство обороны США получило отчёт, в котором сообщается о 32-х чрезвычайных происшествиях, связанных с ЯО, произошедших в период с 1950-го по 1980-й. В их числе инциденты, вследствие которых было утеряно в общей сложности шесть наименований ядерного оружия, которые так и не были найдены».

В период с 1977-го по 1984-й Министерство также насчитало 1152 ложных ядерных тревоги «умеренно-серьёзного характера» – примерно по три случая за неделю».

Не считая США и России, мощь находящихся в разной степени готовности ядерных запасов других стран мира поражает: Франция занимает третье место с 300-ми единицами ядерного оружия, Китай – четвёртое место, примерно 240 единиц, пятое место – Британия – 225 единиц, Израиль, Индия и Пакистан – примерно 800-100 единиц в каждой из стран, и замыкает рейтинг Северная Корея, где было протестировано три ядерных устройства, однако, несмотря на хвастовство страны, «не обнаружено никаких признаков наличия рабочих средств их транспортировки».

Даже с учётом недавних переговоров по ядерной программе с Ираном, стоит отметить, что по убеждению Сиринсионе наибольшую ядерную опасность для мира представляют не Северная Корея и не Иран.

Сиринсионе пишет: «У Ирана нет (а может никогда и не было) ядерного оружия, а в Северной Корее его очень мало. Обе эти страны сейчас сильнее чем когда-либо изолированы и подвержены иностранному давлению. Вследствие этого по таким программам легче достигаются соглашения, а в противном случае применяется политика сдерживания».

По мнению Сиринсионе, явным победителем в номинации «смертельнейшая ядерная опасность» является Пакистан, и не только из-за угрозы того, что с неохраняемого склада ядерное оружие могут украсть террористы – хотя это конечно вызывает серьёзные опасения – а из-за слепой ненависти между ними и Индией, и их провозглашённой готовности применить ядерное оружие, вследствие затяжной напряжённости в отношениях двух стран.

Проанализировав обращение Пакистана с ядерным оружием и состояние отношений между двумя вышеупомянутыми странами результаты получаешь крайне неутешительные.

Сиринсионе пишет: «Ядерный арсенал Пакистана – самый быстрорастущий в мире…за нынешнее десятилетие он может вырасти до 150-ти — 200-т единиц». Автор отмечает, что данные цифры значительно превосходят ранние предположения, а также добавляет, что «темпы роста ядерных запасов Пакистана за последние десять лет могут увеличиться».

Данные проблемы решить нелегко, но Сиринсионе – который считает, что по сравнению с периодом Холодной войны, «угроза глобальной термоядерной войны низка» – верит, что продолжающиеся сокращения ядерных запасов США и Россией являются ключом к сдерживанию распространения этого оружия по всему миру, не только в связи с очевидным ограничением доступа, но и благодаря примеру, который эти страны подают всему миру.

Цитируя статью из Foreign Affairs, Сиринсионе повторяет кажущееся очевидным заявление, которое, однако, до сих пор остаётся спорным: «Чем больше в мире ядерного оружия, тем вероятнее, что оно достанется террористам».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий