Для человека, проживающего не в Европе, с мечтами о хорошей жизни и несколькими миллионами в банке, 2014 может стать неплохим годом. Сначала можно отхватить мальтийское гражданство, и соответственно паспорт ЕС за 1,15 млн. евро. Затем раскошелиться на бывшую виллу кардинала в Италии, которая станет основным местом проживания. Для любителей сказочного зимнего отпуска – польские замки за мизерную сумму. А что может быть лучше для летнего отдыха, чем греческий архипелаг, который можно прикупить за 8,5 млн. евро?
Европейская распродажа, начавшаяся, когда экономический кризис заставил правительство найти инновационные способы заткнуть дыры в истощающемся бюджете, достигла новых высот, так как на продажу выставляются всё более интригующие образцы государственного имущества.
Однако растёт и недовольство, поскольку правительство и разгневанные граждане считают, что никто не имеет права распродавать национальную историю и культуру.
Выгодное предложение мальтийских паспортов вызвало гневный протест общественности и заставило правительство ещё раз обдумать свои планы. Разъярённые местные жители сорвали продажу итальянского острова бизнесмену из Новой Зеландии. Эксперт по приватизации профессор Уильям Меггинсон считает, что даже если правительство сможет противостоять обвинениям политической оппозиции в «продаже фамильного серебра», оно столкнётся с рядом препятствий, варьирующихся от банальной нехватки интереса к непривлекательному государственному имуществу и до туманных прав собственности.
По словам профессора финансов Университета Оклахомы и бывшего советника итальянского комитета по приватизации доктора Меггинсона, «в случае с Грецией, они проводили несколько распродаж, но их основная проблема состояла в том, что собираясь продавать земельные участки, они даже не имели надлежащего реестра земель. Неизвестно кто владеет выставленной на продажу землёй. При поверхностном рассмотрении это звучит отлично, однако продавая куски страны сталкиваешься с реальными политическими проблемами».
Поскольку в посткризисной Европе до сих пор не было скачков приватизации, проводилось несколько громких распродаж, особенно в сильно пострадавшей Греции. В мае, за месяц до отречения от престола в пользу своего сына, эмир Катара Хамад бин Халифа купил шесть островов в Ионическом море – уже находившихся в частном владении – за 8,5 млн. евро. Для эмира, который по сообщениям собирается построить роскошный уединённый отель для своих трёх жён и двадцати четырёх детей, продажа стала выгодной сделкой, а также вызвала надежду на мини золотую лихорадку в регионе.
Итальянским властям, желающим набить казну за счёт продажи пары островов, это может даться не так легко. В октябре новозеландский бизнесмен Майкл Харт потратил 2,9 миллиона евро на остров Буделли – находящийся прямо у берегов Сардинии государственный заповедник, окружённый пляжами с розовым песком. Он сказал, что хочет сохранить остров, но защитники окружающей среды пришли в ярость. Они собрали 85 тысяч подписей за отмену решения о продаже, и сейчас правительство подумывает снова выкупить остров.
С подобными трудностями Италия может столкнуться при продаже другой исторической собственности, которую оно планирует выставить на аукцион в ближайшие месяцы. Бюджет строгой экономии подразумевает меньше денег на содержание государственных объектов, вследствие чего многие из них были заброшены или обветшали. В случае с большими туристическими достопримечательностями, например с римским Колизеем, правительство придумало разрешать состоятельным модным домам снимать рекламу на территории этих объектов в обмен на денежные средства для их реставрации.
Однако для менее известных объектов требовался альтернативный план. В прошлом месяце английский сайт итальянских новостей The Local сообщил, что пятьдесят таких имущественных объектов были выставлены на аукцион с целью выручить пятьсот миллионов евро на погашение государственного долга Италии. В их число входил замок, где поженились актёры Том Круз и Кэти Хомлс, бывшая тюрьма, и вилла Mirabellino – построенная в 18 веке бывшая резиденция кардинала в Ломбардии.
В то время как власти утверждают, что такие распродажи являются единственным способом сохранить разрушающиеся исторические памятники, другие поражены тем, что национальные богатства попадают в частное владение, и местные жители начали кампанию, целью которой является остановка продажи виллы Mirabellino.
Если эта кампания окажется удачной, потенциальные лорды усадьбы смогут рассмотреть один из тридцати государственных замков, которые в прошлом году выставила на продажу Польша. В ноябре Wall Street Journal сообщила, что в 2014 году министерство сельского хозяйства готовит на продажу ещё 140 замков. Однако при наличии паспорта ЕС купить их проще, и здесь может очень помочь Мальта.
Несколько европейских стран предлагают гражданство иностранцам, которые инвестируют в страну большие суммы денег, но большинство из них также требуют несколько лет проживания в стране. В обнародованном в ноябре мальтийском плане опущено условие о проживании. Согласно данному плану, заинтересованным гражданам нужно было просто раскошелиться на 650 тысяч евро по схеме, которая по словам премьер-министра Джозефа Муската может ежегодно приносить тридцать миллионов евро.
Данные планы вызвали возмущение всего политического спектра. Их временно отложили, а несколько дней назад возобновили с новыми условиями. Цена взлетела до 1,15 миллионов евро, при условии вложения пятисот тысяч евро в имущество, облигации и акции острова. Даже если противоречивый закон будет принят, будущие граждане должны дважды подумать перед покупкой европейской жизни их мечты: оппозиционная Националистическая партия Мальты утверждает, что в случае прихода к власти не исключает отмены нового гражданства.
Российские либералы во главе с Медведевым так же мечтают распродать Россию. Не умея управлять экономикой, свой не профессионализм они пытаются компенсировать распродажей страны.