Фатальной проблемой переговоров Женева-2 по Сирии, которые должны начаться на следующей неделе в Швейцарии, является то, что США и их союзники втайне рассматривают этот процесс как рычаг для смены режима. Это их план «Б» по смене режима, при этом планом «А» является не оправдавшая себя тактика завуалированных военных действий. Такой подход не предвещает ничего хорошего для успешного, то есть жизнеспособного разрешения кризиса, который длится уже почти три года, унёс жизни далеко за 100 тысяч человек, а 9 миллионов человек – более трети всего населения – вынудил оставить свои дома. Он равнозначен незаконному вмешательству во внутренние дела суверенного государства и в таком качестве обречён на провал.
Конечно, Вашингтон и его союзники никогда бы не признались в таком цинизме. Нет, они формулируют свою мрачную и циничную программу с использованием всех известных им ханжеских банальностей о «мире» и «поиске решения».
Но есть следующий способ проверки на вшивость. На Женевскую конференцию приглашено где-то 30 стран, включая 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН, плюс Германия, Италия, Саудовская Аравия, Турция, Катар и даже Бразилия и Южная Африка. Но пропущенным в этом списке, словно пятое колесо в телеге, оказался главный региональный союзник Сирии, Иран. Это исключение было сделано по настоянию США. Подобная необоснованная, буйная американская позиция выдаёт скрытую идеологическую цель и опровергает наличие какой-либо искренней заинтересованности в отыскании мирного решения.
Подчёркивает наличие неявного мотива лицемерная уступка американцев, согласно которой посещение Ираном саммита Женева-2 «приветствуется» – но только если Тегеран согласится с тем, что сирийское правительство Башара Асада должно уйти в отставку. Иран отказался принять любое подобное предварительное условие своего участия и вновь повторил, что определение политических результатов переговоров находится в руках сирийского народа.
Скрытый порок процесса Женева-2 отражает неискреннюю позицию западных держав, их региональных арабских и турецких союзников по отношению к попыткам найти договорное политическое решение сирийского конфликта.
Сирийское правительство Асада заявило о своей готовности участвовать в конференции, которая открывается 22 января в швейцарском городе Монтре и продолжится 24 января в Женеве. Она называется «Женева-2», потому что предыдущая конференция, которая проходила в Женеве в конце июня 2012 года, первой заложила основные принципы формирования «переходного правительства». В так называемом коммюнике Женева-1 ясно говорится, что любое политическое урегулирование должно быть выработано сообща сирийскими партиями, и что оно может включать в себя членов нынешнего правительства Сирии, в том числе и Башара Асада. Иными словами, коммюнике не предвосхищает результатов переговоров.
То, что последующая конференция Женева-2 откладывалась в течение более чем 18 месяцев, в значительной степени вызвано сговором западных правительств и спонсируемой ими сирийской оппозиции в изгнании, так называемого Сирийского национального совета. Западные державы и их доверенные страны в регионе энергично пытались дать женевскому коммюнике иное толкование – как документа, в котором устанавливается предварительное условие об отставке правительства Асада. На взгляд Сирии и её союзников, России, Китая и Ирана, изложенное противоречит согласованному женевскому принципу совместных переговоров и отсутствия каких-либо предварительных условий, особенно навязанных внешними сторонами. (По правде говоря, это будет не первый раз, когда США отказывается от политических договорённостей, что хорошо знакомо России по неровным переговорам о ядерном разоружении).
Американский отход от прежней позиции по Сирии явно и незамедлительно последовал за первой конференцией в Женеве, когда госсекретарь США Хилари Клинтон сардонически раскрыла негласный замысел. Клинтон язвительно заметила перед СМИ, что продолжение нахождения Асада у власти «никогда не будет взаимоприемлемым», а поэтому коммюнике, на американский взгляд, при всех целях и намерениях является приказом об увольнении.
За прошедшие полтора года изменилось многое. Для начала, список жертв насилия, по всей видимости, удвоился до текущей величины 130 тысяч погибших. Jтветственность за это кровопролитие и разорение несут США и их союзники по причине их материальной поддержки различных антиправительственных формирований и неоправданной задержки созыва конференции Женева-2.
Вторая крупная перемена состоит в том, что сирийские правительственные силы смогли добиться преимущества над боевиками с поддержкой извне. Армия Асада отбила большие участки страны и загнала мятежников назад в территориальные «мешки» северо-восточного региона. Боевики могут удерживать второй сирийский город Алеппо на севере и Ракку на северо-востоке, но Сирийская Арабская Армия постепенно сужает их зону контроля окружающих территорий до состояния постоянно затягивающейся удавки.
В то время как в июне 2012 года политическое будущее Асада казалось неопределённым, теперь его правительство более уверено в том, что одержит верх над мятежом. Его легитимность, полномочия и суверенитет получили новое подкрепление. Этот мятеж всегда был тайной кампанией по смене режима, приводимой в движение извне и поддерживаемой скрытыми поставками оружия, денег и так называемых воинов джихада, направляемых в Сирию из США, Великобритании и Франции совместно с Саудовской Аравией, Катаром, Турцией, Иорданией и Израилем.
Москва была хорошо осведомлена об этой негласной программе и поэтому твёрдо выступала в поддержку своего исторического сирийского союзника, несмотря на попытки западных государств и СМИ очернить принципиальную позицию России как «оказание помощи деспотическому режиму».
Саудиты кажутся единственными членами возглавляемой США оси, которые по-прежнему сохраняют приверженность тайному плану смены режима военными способами. Вашингтон и его союзники протрезвели до реальной политики, согласно которой смена режима в Сирии состоится не через поле боя и разгул террора.
Вот почему преемник Клинтон, Джон Керри, сказал в последние выходные на встрече так называемых «Друзей Сирии» в Париже, что «военного решения нет, только политическое». Доводы Керри надлежит воспринимать не как моральное увещевание, а как желчное смирение Соединённых Штатов с реальностью.
То, что Керри подразумевает под «решением», означает, что с этого времени долгожданная цель смены режима в Сирии должна достигаться политическими средствами, ведь совершенно очевидно, что тайный военный вариант быстро выходит за всякие рамки.
Миф западных СМИ об «умеренных повстанцах», сражающихся за демократию одновременно с антиправительственными «экстремистами», с треском лопнул, пролив свет на оргию чудовищных преступлений против мирного населения и нигилистическую вражду между различными группами экстремистов, все из которых заявляют о своей идеологической связи с «Аль-Каидой».
В ходе самых последних междоусобиц экстремистов на северо-востоке Сирии, «Исламское государство Ирака и Сирии» (ИГИС), как сообщают, казнило сотни пленных из Фронта «Джебхат ан-Нусра» и другого формирования под названием «Анхар аль-Шам». Все эти группировки – которые до того, как обратить своё оружие друг против друга, воевали с силами Асада – поддерживают фанатическую ваххабитскую идеологию Саудовской Аравии и получают материальную помощь от саудитов. О том, что США по сговору с саудитами поставляли этим связанным с «Аль-Каидой» группировкам оружие, в течение нескольких месяцев в числе прочих западных СМИ достоверно – хотя и сдержанно – поведали «Нью-Йорк таймс», «Дейли телеграф» и «Ле Монд».
С точки зрения Запада, из эффективной тактики по смене режима скрытый военный замысел выродился в Сирии до опасного и непредсказуемого состояния «сорвавшейся с лафета пушки». Отзвуки насилия, угрожающие стабильности Ирака, Ливана и региона, доходящие до самой России, признаком чего являются злодейские взрывы в Волгограде – вероятно, это не то, что по прогнозам Вашингтона, должно было быть выпущено на свободу в такой неуправляемой манере.
На прошлой неделе Керри, обнаруживая дурные предчувствия на американской стороне, сказал: «Это одна из причин, почему Женевская конференция настолько важна, ведь возвышение этих террористов в регионе и, в том числе в Сирии и через войну в Сирии, является частью того, что высвобождает эту нестабильность в остальной части региона. Вот почему это касается каждого. Все страны [Персидского] залива, все региональные субъекты, Россия, Соединённые Штаты и многие игроки в других частях мира кровно заинтересованы в том, чтобы дать отпор жестоким террористам-экстремистам, которые не чтут никаких законов, у которых нет никакой другой цели, кроме захвата власти и насильственного отъёма жизней».
Лицемерные слова Керии, разумеется, вызывают к себе презрение. Почему Иран подчёркнуто исключают из этого множества игроков? Более того, свирепствующий в регионе экстремизм – бессчётный кровавый список жертв – является прямым итогом империалистических происков Америки, подстрекающей этих самых «жестоких террористов-экстремистов, которые не чтут никаких законов».
Слова Керри и его запоздалый интерес к созыву конференции Женева-2 презренны вдвойне, потому что представляют собой не что иное, как неприкрытый обман для того, чтобы отмыться от грязи его совершения.
Озабоченность Вашингтона имеет целью нахождение не политического решения, которое бы прекратило сирийский конфликт, а альтернативного способа произвести смену режима другими средствами. Вот почему Вашингтон отчаянно пытается на этой неделе добиться участия на конференции спонсируемой им организации в изгнании, Сирийского национального совета (СНС). Политическая база СНС внутри Сирии минимальная. Даже антиправительственные боевики, что-то вроде представительства которых осмеливается брать на себя СНС, отказали ему в политическом существовании.
Несмотря ни на что, Штатам нужно, чтобы эта искусственная организация в изгнании приехала на конференцию Женева-2 и придала её предварительному условию «Асад должен уйти» хоть какую-то материальность. Если СНС не приедет, тогда всё, что остаётся от сирийского собрания в Женеве – это правительство Асада и такие оппозиционные реформистские партии Сирии как Сирийская националистическая партия и Сирийский народный фронт за перемены и освобождение. Последние оппозиционные группы сказали, что готовы к выработке решения на переговорах с правительством Асада и, едко намекая на поддерживаемый Западом СНС, отвергли «липовую оппозицию, которая живёт в шикарных отелях и делает свои деньги на крови сирийского народа».
Вот в чём дело – США с их западными союзниками и такими проводниками интересов в регионе как Саудовская Аравия и Турция не хотят допустить, чтобы сирийский народ наладил истинный политический процесс. Носящие оруэлианское название «Друзья Сирии» навязывают предварительные условия, чтобы заранее обеспечить такой результат «Женевы-2» как смена режима независимо от интересов или суверенных прав сирийского народа.
В противоположность с этим, Россия, Китай и Иран показали себя настоящими союзниками сирийского народа, так как эти державы настояли на том, что этот процесс должен управляться сирийцами без каких-либо предварительных условий. Как указал министр иностранных дел Сергей Лавров, западный подход к Женеве-2 является «идеологическим», а не практическим обязательством, которое отдавало бы приоритет нахождению мирного решения.
Если позволить западным интересам определять процесс, то в своей внешней цели достижения решения сирийского конфликта Женева-2 обречена на провал … Это не должно удивлять, потому что творцом конфликта в Сирии является ведомая США ось, которая сейчас подаёт себя творцом мира. Как эти субъекты могут советовать мир? Тем более и особенно потому, что их тайная война против Сирии в сущности вновь разворачивается другими, политическими методами.