Последний отчёт Международного валютного фонда, судя по его названию «Глобальная финансовая стабильность» должен дать оценку рисков, образующихся в мировой финансовой системе.
Статистика, опубликованная в отчёте, должна вызывать беспокойство: количество высокодоходных облигаций американских корпораций (мусорные долги, другими словами) за последние три года больше чем удвоились по сравнению с трёхлетним периодом, предшествовавшим кризису.
Более того, сейчас этот тренд даже ускоряется.
[blockquote_fact]В прошлом году было выпущено высокодоходных облигаций на 378 миллиардов долларов. Кроме того, в 2013 году были предоставлены специальные займы погрязшим в долгах компаниям на сумму 455 миллиардов долларов, что на порядок больше, чем в предкризисном 2007 году.[/blockquote_fact]
Всё это происходит наряду с общим снижением стандартов андеррайтинга, возобновлением взрывного роста операций со смягчёнными финансовыми условиями.
Некоторые банки в отчаянном стремлении привлечь клиентов отказываются от элементарных мер предосторожности, и стремительный рост механизмов инвестирования позволяет сомнительным новым рыночным активам получить доступ к финансовым резервам. «Ищи, где доходы больше» — этот призыв лежал в основе последнего банковского кризиса, и сегодня он опять является главенствующим.
[blockquote_note]Странно, что профессионалы не заметили в нынешней ситуации ничего тревожного. Риски как ещё одного финансового кризиса, так и возобновления экономического спада, по их оценкам, сегодня ниже, чем в любой момент с начала рецессии.[/blockquote_note]
Раздувается множество финансовых пузырей, но, по оценке экспертов МВФ, они пока не представляют достаточно серьёзной угрозы, чтобы начинать бить тревогу.
Несомненно, что МВФ считает жизненно важным продолжать оказание исключительной денежной помощи и даже усиливать её путём применения в Европе «нешаблонных методов«.
Здесь есть очевидное противоречие. По собственному признанию МВФ, печатание денег создаёт предпосылки новой финансовой нестабильности (в форме новых пузырей и распространения кредитных обязательств с высокой степенью риска), но, тем не менее, по мнению МВФ, мир ещё не готов к остановке печатного станка.
[blockquote_fact]Нас убеждают не беспокоиться, поскольку на этот раз всё находится под контролем. Они говорят, что осознают все риски и готовы использовать свой набор «супер-благоразумных» инструментов, чтобы принять строгие меры в отношении кредитов, когда это потребуется.[/blockquote_fact]
Существует эмпирическое правило: если отрицательная реальная ставка сохраняется в течение определённого периода времени, то в результате неизбежно возникает чрезмерное расширение кредитной эмиссии, финансовый кризис и экономический спад.
[blockquote_note]Мировая экономика ещё не оправилась от последнего подобного катаклизма, но уже опять стоит на пороге неуправляемого роста кредитования.[/blockquote_note]
Идея, что в этот раз ситуацию регулируют, применяя более строгие стандарты и дотошный менеджмент возникающих кредитных рисков, успокоила бы, если бы в неё можно было поверить.
Что бы ни предпринимали регуляторы, рынки всегда будут на несколько шагов впереди.
Как следует из материалов данного сайта, «по данным Merrill Lynch, низкие процентные ставки повысили спрос на высокодоходные долги и подняли цены на высокорисковые долларовые облигации. Крупнейшие банки Уолл-стрит извлекают наибольшую прибыль из комиссионных, связанных с продажами спекулятивных, или «мусорных» облигаций (здесь: высокорисковые, высокодоходные облигации, используемые для выкупа своих собственных корпораций и компаний, находящихся накануне банкротства; прим. mixednews.ru)». Риски неплатежей накапливаются сроком 2015 и 2016 годов. Но и повысить процентные ставки ФРС политически пока не может, т.к. это тут же может вызвать шок обвала на фондовых рынках при недавно наметившимся оживлении в экономике США. Главной проблемой стал чрезмерный левередж европейских банков. Поэтому прежде всего евро теперь под ударом. В тоже время реальный кризис в США был просто отложен программой количественного смягчения, свертывание которой логически возвращает развитые страны к их исходным проблемам. Если фондовый рынок обвалится более 15%, ФРС может встать либо на путь гиперинфляции, либо допущения крупных банкротств. На самом деле вопрос в этом. Если развивающиеся страны сохранят привязку к доллару, будет гиперинфляция, с возложением на них убытков от потери стоимости их валютных резервов. Если они отсоединятся от долларового якоря, по ним ударят глобальными банкротствами как по валютным конкурентам. Пока же для отвлечения внимания от глобальных рисков Штатами используется украинский фактор. Под прикрытием запланированного оттока капиталов из развивающихся стран вследствие сокращения QE3. Но свертывание QE3 неизбежно приведет к повышению процентных ставок по казначейкам США. А к увеличению расходов по обслуживанию своего госдолга США не готовы. Отсюда и вариант создания проблем для других и попыток укрепления доллара как «валюты убежища». Но это, в свою очередь, упирается в нежелание ФРС жертвовать ростом курса доллара и потерей конкурентоспособности США. Поэтому в глубине ФРС уже давно готовы пойти на крайние меры в условиях допущения биржевого краха или кризисного манипулирования. Ждут подходящего момента. А в это время «жирные коты» продолжают слизывать сливки со спекулятивных долгов.