Офис Михаила Формузала располагается в трёхэтажном здании администрации на улице Ленина в городе Комрат — столице автономного молдавского региона Гагаузия. Перед зданием — клумба с красивыми красными цветами и памятник Владимиру Ленину.
Президент Гагаузии (как себя называет Формузал) говорит: «Я — демократ. Я боролся с коммунистическим режимом (который оставался главной политической силой в стране вплоть до 2009 года), но сейчас я сомневаюсь, стоило ли оно того».
[blockquote_fact]Инициированный Формузалом референдум показал, что большинство людей выступают против соглашения о свободной торговле с Евросоюзом, которое планируется подписать в конце июня. Почти 98 процентов жителей региона проголосовали за вхождение в Таможенный союз с Россией.[/blockquote_fact]
Таможенный союз в настоящее время только набирает обороты и ставит своей целью основать собственную систему свободной торговли. Президент России Владимир Путин хотел бы видеть членами этого блока все бывшие советские республики.
Пользуясь такой широкой поддержкой своего населения, Формузал, как глава Гагаузии, борется против «мутировавших коммунистов» — как он называет членов правящей коалиции в правительстве Молдавии, стремящихся к интеграции с Евросоюзом (у Формузала этот блок вызывает ассоциации с коммунистическим режимом).
Отвергая ЕС
Молдова является беднейшей страной Европы. Почти 200 тысяч из 3,5 миллионного населения страны в настоящее время вынуждены зарабатывать в Российской Федерации. Однако центральное правительство в Кишинёве уверено, что будущее страны (её экономического развития и национальной безопасности) зависит от установления тесных связей с ЕС.
Лидер Гагаузии, тем не менее, считает, что Молдове следует сохранять нейтралитет, в противном случае возникнет риск разрыва с Транснистрией — регионом, который уже стремится к воссоединению с Россией.
[blockquote_note]Формузал говорит, что Евросоюз намерен объединить Молдову с соседней Румынией, восстановив в этом регионе досоветский геополитический порядок.[/blockquote_note]
«Если Молдавия войдёт в Евросоюз и потеряет суверенитет, присоединившись к Румынии, то мы (Гагаузия) будем добиваться статуса самостоятельного государства», говорит Формузал.
Если Молдова станет частью ЕС, то гагаузы рискуют лишиться своей идентичности как «уникальной этнической группы», добавил он.
Добрые старые времена
Тюркской общине, в которую входит около 200 тысяч человек, к переменам не привыкать. После того, как в начале 19 века их завоевала Российская империя, они отошли от ислама и приняли православие, сохранив свой гагаузский язык.
В 1991 году, после распада Советского Союза, Гагаузия провозгласила независимость, однако Молдавии тогда удалось разрешить конфликт мирным путём, предоставив гагаузам автономию в 1994 году.
Жительница Гагаузии Наталия Добриогло, муж которой в настоящее время работает в Петербурге наладчиком систем отопления, не хочет даже слышать о вхождении в ЕС: «Россия давала нам работу всё это время, многие гагаузы работают там. Что будет с моей семьёй, если Россия закроет для нас доступ к своему рынку труда? Мы не выживем на то, что можно заработать в Гагаузии».
[blockquote_fact]Она обвиняет в своих проблемах Михаила Горбачёва, его гласность и перестройку, которые привели к развалу Советского Союза.[/blockquote_fact]
«Горбачёв создал этот бардак. Мы (бывшие советские республики) прекрасно жили вместе. Зачем нужно было это разваливать? Я до сих пор помню, как мы жили тогда. У нас были все необходимые продукты. Я могла пойти в магазин и купить всё, что мне было нужно за копейки. Сейчас я ничего не могу себе позволить».
Взгляд с другой стороны
Президент центра «Pro-Europa» в Комрате Людмила Митиогло придерживается противоположной точки зрения. Она говорит, что политики манипулируют людьми и создают ложный негативный образ Евросоюза.
«Они ничего не знают о Европе. Им известно только то, что им рассказывают местные политики, которые не упускают возможности манипулировать страхами людей. Они распространяют стереотипы о том, что Евросоюз — это румыны и гомосексуалисты», говорит Митиогло.
Глубоко верующие православные гагаузы видят в гомосексуализме негативное влияние на своих детей. Многие люди считают, что ЕС принудит Молдову реформировать её законодательную систему, чтобы защитить гомосексуалистов от каких-либо форм дискриминации.
Митиогло говорит, что большинство гагаузов выступают за Таможенный союз, потому что он вызывает у них ассоциации с Советским Союзом, с которым, в свою очередь, связаны десятки лет стабильности.
«В этом регионе люди чувствуют близость к России, так им спокойней», поясняет Митиогло.
[blockquote_note]С Россией Молдову связывают тесные культурные и экономические связи, в том числе и Гагаузию. Почти 33 процента продукции Молдова экспортирует в Россию, в стране работает около 280 русских школ.[/blockquote_note]
«Чем ближе ЕС, тем нервознее становится обстановка, тем большее отторжение люди чувствуют по отношению к Евросоюзу», говорит Митиогло. Она обвиняет молдавское правительство за то, что оно прикладывает недостаточно усилий, чтобы объяснить своему народу преимущество евроинтеграции.
основное преимущество интеграции с ЕС — вы очень качественно и быстро станете никем, а чем-то с большой задолженностью.
Зато КАЧЕСТВЕННО быстро.