После десяти лет переговоров Россия и Китай, наконец, подписали соглашение по поставкам российского газа. Соглашение рассчитано на 30 лет, а общая сумма контракта составляет около 400 миллиардов американских долларов.
Российский президент Владимир Путин объявил, что обе стороны «удовлетворены достигнутым компромиссом по вопросам цены и условий поставок«. Удовлетворение сторон, определённо, вызывают не только экономические, но и геополитические аспекты, связанные с подписанным документом.
Сделка является экономически выгодной для обеих сторон. Конечно, Россия является не единственным поставщиком природного газа в Китай. Однако на бывшие советские республики приходится 80 процентов импорта западных районов Поднебесной, а заключённый контракт обеспечивает Пекин дополнительным источником относительно чистой энергии. Это жизненно важно для страны, борющейся с тяжёлыми для экологии последствиями от сжигания гигантских объёмов угля. Кроме того, транспортировка природного газа обойдётся дешевле, чем транспортировка сжиженного газа, и, несмотря на значительные инвестиции Китая в добычу сланцевого газа, до значительных успехов в этой сфере ещё далеко.
[blockquote_fact]В то же самое время эта сделка позволяет России диверсифицировать экспорт своего сырья и снизить зависимость от Европы, которая угрожает Москве санкциями за Крым. К тому же, укрепляя связи с Китаем, Россия получает доступ к гигантскому, растущему китайскому рынку.[/blockquote_fact]
Для российской экономики, прогноз роста которой на 2014 год составлял всего 0,2 процента, новости оказались более чем ободряющими. Только за один день после подписания газового контракта с Китаем акции Газпрома поднялись в цене на два процента.
Кроме цены на акции российского газового гиганта, в краткосрочной перспективе влияние подписанного в Шанхае соглашения может быть скромным. Продажи сжиженного газа не ожидаются до 2018 года, когда Россия начнёт отправлять в Китай по 38 миллиардов кубических метров сырья в год. Несмотря на внушительные цифры, это по-прежнему всего лишь небольшая доля по сравнению с 158 миллиардами кубических метров газа в год, которые Россия в настоящее время экспортирует в Европу. То есть в ближайшие годы, с наибольшей вероятностью, Европа останется крупнейшим потребителем российского газа.
Однако долгосрочные геополитические последствия этой сделки гораздо более значительны. У Китая, как и у России, сложились напряжённые отношения с Соединёнными Штатами, и непохоже, чтобы они могли улучшиться в ближайшем будущем. В Совете безопасности ООН, постоянными членами которого являются и Пекин, и Москва, эти две страны сводят на нет усилия Америки обеспечить смертельной поддержкой сирийскую оппозицию. Вашингтон, со своей стороны, обвиняет Россию в аннексии Крыма и отказывает российским чиновникам в праве выезда за границу. А во время поездки президента Обамы по Восточной Азии, которая состоялась в мае, США поддержали Японию в её территориальном споре с Китаем из-за группы необитаемых островов в Восточно-Китайском море.
Какими бы ни были экономические выгоды, газовый контракт в первую очередь может служить доказательством того, что Россия и Китай стремятся завязать тесные дипломатические отношения — тренд, который выходит далеко за рамки торговли природным газом.