Случайная неслучайная оговорка Рауля Кастро по поводу России

«Мы поддерживаем твёрдую и разумную политику, которую проводит на международной арене Советский Союз… Я имею в виду, Россия», сказал генерал Рауль Кастро во время недавнего визита Владимира Путина в Гавану.

cuba03
Владимир Путин и Рауль Кастро, Гавана, 11 июля 2014

Эта оговорка не так невинна, как может показаться на первый взгляд. Центральная кубинская пресса и многие высокопоставленные чиновники из кубинского правительства действительно часто относятся к России так, как раньше на «Острове Свободы» относились к Советскому Союзу.

В той же речи Рауль Кастро упомянул развал СССР и всего «социалистического блока», сказав, что «баланс сил между мировыми державами был нарушен, когда исчезла основная опора для этого баланса».

«Этот баланс, добавил Кастро, начинает восстанавливаться, и мы уже видим первые результаты, в первую очередь на международном уровне, и, во вторую — в новых двусторонних отношениях, которые устанавливает Россия».

Эти слова свидетельствуют о том, что президент Кубы не видит разницы между почившей «социалистической державой» и новой Россией — для него это один и тот же уравновешивающий фактор мировой политики.

Большинство кубинских чиновников сохранили колониальный менталитет, который сложился в период зависимости Кубы от Советского Союза. Для них большое значение имеет и тот факт, что сам Путин тоже является порождением «советской» бюрократической машины. «Всё будет так, как раньше», считают они.

Главная цель кубинской бюрократии заключается в том, чтобы сохранить внешнюю экономическую и политическую поддержку, не особенно задумываясь о том, какую в действительности роль в мире играет страна, поддерживающая «кубинскую революцию».

То же можно сказать и о доминирующих среди членов кубинского правительства представлениях об империализме. По большей части они упоминают только «американский империализм», забывая об испанском, британском, германском и (стремительно растущем) китайском, не говоря уже о российском империализме.

 

Ещё одним фактором, влияющим на искажённое восприятие кубинскими лидерами современной России, является тот факт, что кубинская экономика по-прежнему развивается по принципам плановой в окружении капиталистического рынка. Поэтому перемены, происходящие в России, они также считают переходом от «государственного социализма» к «авторитарному государственному капитализму».

Различные декреты и законы, принятые на Кубе в рамках «реформ», показали, что все проводимые администрацией Рауля Кастро «перемены» направлены в основном на усиление контроля верхушки над крупными государственными компаниями — кубинская версия контроля, осуществлявшегося советской номенклатурой, в контексте капиталистической рыночной экономики.

В этой «усовершенствованной» модели (или новой формы не-социализма) негосударственные формы производства (самостоятельная занятость, малые и средние частные компании и кооперативы) не имеют возможности существовать по своему собственному усмотрению, а самым тесным образом зависят от государственной экономики, которую они обязаны поддерживать.

Не случайно на Кубе Россию часто путают с бывшим Советским Союзом. Постперестроечное правительство России воспринимается как продолжение советского. Кубинская партия власти никогда, в сущности, не обсуждала вопрос о падении «социализма» в СССР и Восточной Европе.

Кроме всего прочего, у России и Кубы по-прежнему остаётся один общий «главный враг», и обе страны поддерживают идею о том, что «враг моего врага — мой друг». Так что лидерам было не сложно достичь взаимопонимания и соглашений по финансовым, политическим вопросам и по проблеме безопасности.

В условиях отсутствия передышки от препятствий и запретов со стороны Америки, сближение Кубы и России может стать для Рауля Кастро «спасательным жилетом», который позволит ему и дальше «продавать будущее» кубинцам и продолжать высоко держать знамя «антиимпериализма». Это даст ему возможность не уступать давлению со стороны США.

Проблема в том, что, как военная держава, Россия вряд ли может предложить Кубе помощь, сопоставимую с то, что в своё время осуществлял Советский Союз. Поэтому вполне возможно, что у кубинского правительства со временем поубавиться энтузиазма по поводу сотрудничества с Россией в области обороны, и они станут подумывать  о возможности заключения соглашений с США и Западом.

Педро Кампос

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Случайная неслучайная оговорка Рауля Кастро по поводу России

  1. Педро — госдеповский прихвостень. Государственная экономика ему не нравится. А то, что правительство СШП выделяло деньги на поддержку частных банков в 2008 году, это как назвать? А как же невидимая рука рынка?

  2. Была я на Кубе в прошлом году — да в гробу они видели эти США. Кто-то валит туда на заработки, но большинство остается.
    Жить кубинцу не сладко, но они еще очень хорошо помнят, как при проамериканском диктаторе (против кого они и восстали) полицейские людей расстреливали прямо на улице Гаваны за высказывание «иного» мнения. Такого им больше не надо, в этом они убеждены. Уж лучше плановая экономика…

Добавить комментарий