Китайская «модель границы» превратит приграничную территорию в процветающую торговую зону с Россией

На своей границе с Россией, в знак усиления связи между двумя странами, укреплённой недавней исторической энергетической сделкой и проектом трансконтинентальной железной дороги, Китай строит развитую, современную торговую зону, стоимостью в пятьсот миллионов долларов.

China_Russia_Borde_2052177f
Сказ о двух границах: недавно возведённые ворота на въезде в китайский сухопутный пограничный пункт в Маньчжурии возвышаются над старыми воротами на российской стороне границы.

В Маньчжурии, некогда сонном пограничном городе российского типа, усеянном фальшивыми церквями и мощёными улицами, правительство Китая начало работу над масштабным логистическим комплексом, который более чем в два раза увеличит среднегодовую пропускную способность пограничного пункта для грузового транспорта.

Первая фаза проекта, которая подходит к завершению, обошлась правительству в три миллиарда юаней (около пятисот миллионов долларов). Она позволит ежегодно пропускать через этот сухопутный пограничный пункт семьдесят миллионов тонн груза.

Финансируемый Китаем логистический комплекс подчёркивает сдвиг баланса в отношениях соседей – радикальная перемена, отразившаяся на торговых рынках и пограничных пунктах в Маньчжурии.

Полвека назад, пытаясь восстановить свою экономику после десятилетий войн и внутренних беспорядков, недавно основанная Китайская народная республика зависела от Советской России в плане жизненно важной технологической поддержки и квалифицированной рабочей силы. Тогда бесплодная земля северного Китая на десятилетия отставала от городов, расположенных через границу, завися от импорта продуктов питания и промышленных товаров из Советского Союза.

Находящимся через границу символом залива были пограничные врата, возведённые Советским Союзом – величественное сооружение, возвышающееся над сухопутным пограничным пунктом Маньчжурия.

Сегодня страны поменялись ролями: российские пограничные врата – лишь точка в тени современного строения, возведённого Китаем на входе в его логистический комплекс. Теперь Россия импортирует технику и электроизделия из Китая, в то время как грузовики и грузовые поезда перевозят тысячи тонн сибирской древесины по четырёхполосной автомагистрали, выходящей из города Маньчжурия, через который проходит семьдесят процентов сухопутной торговли России с Китаем.

Новые железнодорожные линии

Часть плана по сближению экономик двух стран – это новая трансконтинентальная железнодорожная линия, проходящая через Маньчжурию. Линия начинается в южном промышленном центре провинции Цзянсу, а затем через Цзянсу направляется на север, в Россию, и заканчиваясь в Польше.

По словам заместителя управляющего отдела по делам пограничного пункта Маньчжурии Ли Сиго, эта железнодорожная линия – второй разработанный Китаем евро-азиатский маршрут  после железнодорожной линии, проходящей от юго-западного Чунцина через Синьцзян в Центральную Азию.

Как Ли Сиго рассказал группе журналистов, приглашённых правительством Китая для посещения проекта комплекса: «Мы считаем, что этот маршрут на четыре дня короче и дешевле на тысячу долларов за контейнер».

По его словам, такой зоны свободной торговли в Китае нет больше нигде: россияне смогут приземлиться в Маньчжурии без виз, и на протяжении месяца путешествовать по Китаю. К тому же они смогут возвращать в день по восемь тысяч юаней без уплаты налога.

На раскинувшихся вдоль российско-китайской границы лугах, усеянных овцами и лошадьми, нет никаких признаков китайских или российских войск – лишь пастухи и хлипкий забор из колючей проволоки.

Модель границы

По словам Ли, проект может стать моделью для региональной интеграции на других границах Китая. Китай и его северный сосед уже долгое время вовлечены в давний спор о границах – после столкновения 1970-х напряжённость усилилась, а серьёзные переговоры начались только в 1991 году.

Предметом спора стали некоторые территории недалеко от Маньчжурии, например островок Абагайтуй на реке Аргунь, разделённой границей двух стран. Спор был разрешён лишь соглашением 2004 года.

По словам местных властей, это соглашение вызвало рост приграничной торговли, а восемь лет спустя Китай обозначил Маньчжурию как «экспериментальную территорию для «открытия»».

По словам местных властей, заключённое в этом году историческое газовое соглашение на четыреста миллиардов долларов, которое Китай и Россия подписали в мае, после долгих лет тупиковых переговоров (соглашение  было воспринято как  сигнал об улучшении связи между двумя странами на фоне продолжающейся напряжённости в отношениях России и Запада) может сыграть такую же роль, и привести ко второй трансформации старого приграничного городка, который некогда был известен в Китае лишь как дешёвая российская копия.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий