На Украину надвигается настоящий кризис: дилемма «завтрашнего дня»

Если правительство Украины одержит верх в текущем конфликте, что будет ожидать разорившуюся и подорванную войной страну в будущем?

12192000415_01b66476a7_b

По мере приближения саммита НАТО в Уэльсе – и усиления поддержки украинских сепаратистов Россией – администрация Обамы и союзники США сталкиваются с острой необходимостью действовать. Самыми привлекательными являются простые решения, например дополнительные санкции против России или военная помощь Украине. К сожалению, похвальные стремления сдерживать Москву и помочь Киеву в краткосрочной перспективе заслоняют некоторые неприятные реалии и жестокие уроки других гражданских войн. Суть в том, что даже если Москва позволит украинской армии взять верх над сепаратистами – исход, который на данный момент кажется маловероятным – поиск рационального решения будет затратным и довольно сложным.

С каждый днём войны положение слабой украинской экономики ухудшается. В лучшем случае решение экономических проблем Украины обойдётся очень дорого и будет трудноосуществимо; даже до свержения Виктора Януковича, аннексии Крыма Россией, и кровавых боёв в Донецкой и Луганской областях экономика Украины была на грани краха. На протяжении двадцати лет вместо принятия трудных решений политическая элита страны довольствовалась тем, что распределяла и перераспределяла трофеи по большей части нереформированной экономики Украины. В результате страна заработала большой внешний долг, дефициты, неудачные планы международного содействия, уязвимость к внешнему экономическому воздействию, армию только на бумаге и общественное негодование.

Как всё это будет выглядеть по окончании текущего конфликта? Рассмотрим лучший вариант и предположим, что нынешняя политика США и Запада окажется успешной – Москва сдаётся, бросает сепаратистов и позволяет украинской армии быстро их победить. Политика Киева относительно последствий показывает насколько на самом деле сложна ситуация на Украине.

В этом наиболее благоприятном варианте будущего, к существующим у Украины экономическим тяготам добавится восстановление Донецкой и Луганской областей. Премьер-министр Арсений Яценюк уже признал, что оно обойдётся в «миллиарды долларов». Он прямо обвинил Россию в том, что она направляет сепаратистские войска уничтожать областную инфраструктуру, чтобы «задушить» экономику Украины. Согласно украинскому национальному информационному агентству Укринформ, Яценюк сказал, что сепаратисты уничтожают «шахты, электростанции, электросети, железные дороги, мосты и коммуникации». Украинские правительственные войска тоже нанесли большой ущерб. Разрушены квартиры, дома, школы, магазины и больницы.

Помимо внушительной экономической стоимости, возмещение ущерба на востоке Украины значимо в двух других аспектах. Во-первых, оно вполне может стать одним из сильнейших сдерживающих факторов для любых попыток со стороны России аннексировать регион – учитывая, что в течение следующих пяти лет Москве нужно выделить четырнадцать миллиардов долларов на интеграцию Крыма (не считая шести миллиардов долларов на построение моста для соединения полуострова с материковой Россией), зачем Кремлю платить за новую территорию? В начале года общее население Донецка и Луганска вдвое превышало население Крыма, города сильно зависели от несовременной тяжёлой промышленности со всеми её затратными проблемами, и сегодня находятся в худшей форме, чем был Крым. Если обвинения Яценюка правдивы, это лишь увеличивает цену.

Во-вторых, для киевского правительства восстановление Восточной Украины будет не только экономической, но и политической задачей. Найти миллиарды долларов на восстановление будет нелегко. Окажут ли США и ЕС помощь в таких масштабах, чтобы услужить тем, кого их политики и СМИ называют пророссийскими сепаратистскими общинами, проживающими на востоке Украины? Согласятся ли избиратели с Западной и Центральной Украины с повышением налогов, сокращением льгот и другими жёсткими экономическими мерами ради постройки новых квартир вернувшимся пророссийским беженцам, когда они сами живут в рушащихся многоэтажках? Всемирный банк и Международный валютный фонд тоже не могут решить эту проблему волшебным образом – новые займы будут означать новые долги и новые выплаты для напряжённого бюджета Украины. Яценюк уже хочет повысить налоги для высшего среднего класса и политически-влиятельных украинских олигархов. Будут ли они платить?

Отбросив затраты на реконструкцию, неужели западные политики и правда считают, что если Кремль бросит сепаратистов, он тут же прикажет Газпрому продавать Украине природный газ по ценам, отличающимся от европейских? Какое ещё давление США и ЕС могут оказать, чтобы попытаться добиться такого результата? Покупка газа по европейским ценам также обойдётся в миллиарды долларов. А уцелеют ли русско-украинские отношения? По подсчётам Яценюка, только в первый год разрыв связей может обойтись Украине в семь миллиардов долларов. Это может несоразмерно сказаться на промышленных городах Восточной и Южной Украины, где сконцентрировано русскоговорящее население страны.

Если этого недостаточно, после конфликта Украине придётся заниматься демобилизацией государственных и сепаратистских войск, возвращением и расселением сотен тысяч беженцев, реинтеграцией – особенно сепаратистских бойцов, которые скорее всего не будут иметь возможности вернуться к работе, так как их рабочие места уничтожены (если конечно Киев не планирует посадить их всех в тюрьму и после этого содержать их семьи), и урегулированием обстановки. В случае ненадлежащего исполнения этот процесс может усугубить напряжённость в других областях Украины – особенно если этому поспособствует Москва.

Несмотря на «обдуманный» подход президента Обамы к внешней политике и его частую критику в адрес его предшественника Джорджа Буша-младшего, он и его администрация похоже не продумали политику «завтрашнего дня» относительно Украины, или как это самое «завтра» скажется на политике. Обама уже признал, что у Белого Дома «пока ещё нет стратегии» относительно террористической группировки Исламское государство Ирака и Леванта. А есть ли стратегии для чего-то другого?

Об авторе. Пол Дж. Сондерс – исполнительный директор американского Центра национальных интересов и издатель журнала The National Interest. С 2003 по 2005 гг. Сондерс работал в Госдепартаменте США.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий