БРИКС, Россия и Украина

Аббревиатура БРИКС, за которой стоят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, означает группу стран, совместно действующих на мировой сцене и в экономике.

BRICS_leaders_G20_2013-2

Значение БРИКС выросло с присоединения к блоку в 2010 году Южной Африки до концепции нового, находящегося под управлением глобального Юга, мирового банка развития, которая была окончательно утверждена на Саммите БРИКС 2014 года в Бразилии. Однако, на фоне сложившейся ситуации между Россией и Украиной, Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка в силу отношений с Россией оказались в щекотливом положении. Какие бы разногласия у них бы ни были с поведением России, они не могут рисковать огорчить своего союзника. Поэтому, явно или неявно, по многим вопросам Б[Р]ИКС, скорее всего, займёт сторону России

Попытка Украины сблизиться с Европейским Союзом была пресечена желанием президента Владимира Путина создать альтернативный Евразийский Союз, в который по советскому примеру из прошлого обязательно должна была войти Украина. Следующим после провала попыток удержать у власти своего союзника президента Виктора Януковича гамбитом Путина стал захват Крыма, на 60 процентов населённого этническими русскими. В результате небезупречного, как говорили многие, референдума 16 марта Крым «вышел из состава» Украины и присоединился к России. Крым, помимо того, что представляет собой предмет национальной гордости, обладает стратегически важным портом Севастополя, местом базирования Черноморского флота России и ключевым российским военным объектом. По этой причине неудивительно, что БРИКС, рассчитывающий в вопросе продолжающегося противостояния на победу России, предпочитает «тихую» дипломатию. Кроме того, его члены очень опасаются того, что могут пострадать их собственные интересы. Например, как и с Россией, они постараются избежать прямой конфронтации с такими могущественными союзниками Украины как США, ЕС или Канада.

Что именно на данный момент было сказано БРИКС по поводу России и Украины? Было представлено несколько предсказуемых, квазисолидарных, кратких, тщательно составленных и нейтральных заявлений. От Бразилии, в настоящий момент председательствующей в БРИКС и выступившей хозяйкой саммита 2014 года, были призывы к обеим сторонам об осторожности и смягчении напряжённости. Представитель Бразилии в Международном валютном фонде Пауло Ногейра Батиста предостерёг от послабления правил МВФ в пользу Украины в связи с её политическим и экономическим кризисом. По мнению Батиста, репутации фонда будет нанесён ущерб, если он отойдёт от своих принципов или, ещё хуже, нарушит правила с целью удовлетворить неотложные потребности страны-члена или внешнеполитический заказ части его основных пайщиков.

Тем временем советник по вопросам национальной безопасности премьер-министра Индии Манмохан Сингх высказался в поддержку России и её интересов. Позднее правительство попыталось смягчить и подправить его высказывание. Китай, в дипломатическом отношении хоть и поддел слегка Россию локтём, остался верным своему давнему союзнику. Вот что гласит комментарий китайского информационного агентства «Синьхуа»:

… исходя из факта наличия у России и Украины глубоких культурных, исторических и экономических связей, западным державам пора оставить своё мышление в духе холодной войны и попытки устранить Россию. Путин оставил за собой право защищать интересы своей страны и русскоговорящих граждан, проживающих на Украине.

На настоящее время Южная Африка, председательствовавшая в БРИКС ранее, сделала сжатый и сглаженный  комментарий, в котором говорится лишь о том, что «в соответствии с нашей внешней политикой, отдающей приоритет и содействующей мирному разрешению конфликтов, Южная Африка настоятельно советует участникам противостояния урегулировать кризис через диалог и приветствует международные дипломатические усилия, направленные на выработку долговременного мирного решения».

В целом, страны БРИКС должны рассмотреть возможность создания объединённой системы реагирования, которой они могли бы адресовать возникающие кризисы и с её помощью избегать противоречий. Они не могут ждать ежегодных саммитов, чтобы выразить свои взгляды на вопросы международных отношений, особенно, когда даты подобных событий могут переноситься, как недавно было сделано в Бразилии во избежание наложения саммита на Чемпионат мира по футболу 2014.

В этом деле БРИКС испытывает некоторые проблемы. Во-первых, это относительно молодая и неоднородная структура, не имеющая особого опыта или стратегии коллективной работы с главными мировыми событиями. Это особенно трудно, когда к делу причастен один из участников организации. Хотя между собой могли быть переговоры, реакция членов по отдельности не отличалась согласованностью. Во-вторых, учитывая большую ценность и роль России в группе, другим будет очень трудно росить вызов стареющему гиганту. Хотя подобные блоки могут выступать в защиту международной справедливости, равенства и самоопределения, вполне естественно, что вместо этого может иметь место силовая динамика, даже внутри группы. БРИКС не может выпустить совместного заявления, не получившего одобрения Кремля или Пекина. Третьим и, возможно, самым важным является вопрос организации. Раньше БРИКС предпочитал делать основные декларации или выпускать совместные заявления по мировым проблемам, подобным Сирии или Ливии, на своих саммитах или менее масштабных встречах, вызванных иными поводами. Это бросает очень сильную тень на систему управления БРИКС как держащую в себе влиятельные мнения или медлящую с публичными объявлениями. Чтобы стать более весомой, группа должна восприниматься как действующая. В противном случае кому-то БРИКС может показаться группой, встречающейся каждый год ради сыра и вина, без каких-либо конкретных достижений или задач.

БРИКС должен состояться в качестве полнофункционального, здорового многостороннего института, способного оперативно реагировать на возникающие вызовы. При должной организации он сможет эффективно доносить свои взгляды на мировые проблемы. Для блока мощи и масштабов БРИКС «тихая» дипломатия не может дать желаемого результата. Такие члены БРИКС как Бразилия и Южная Африка, которые предпочитают «мягкую силу», оказываются в очень затруднительных ситуациях, имеющих неприятные последствия, примером чему послужило российское присутствие на Украине. Чтобы заложить позитивный прецедент и быть успешной группой, БРИКС придётся заняться этими вопросами.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий