Современные отношения между Болгарией и Россией начали складываться около двух веков назад, когда у России возникли геополитические интересы на Балканах и стремление получить стратегический доступ к турецким проливам. Россия заняла позицию защитника православных христиан в Оттоманской империи, включая население современной Болгарии, язык которого, плюс ко всему, имеет много общего с русским. В 19 веке Россия оказала немалую поддержку болгарскому движению освобождения от оттоманского правления.
Подпись к изображению: Болгарский MiG-21 участвует в совместных учениях с американцами, но зависит от технической поддержки российской стороны
К началу российско-турецкой войны 1877-78 годов, благодаря «отеческому» отношению к России, у многих болгар сформировалась нечто вроде зависимого пророссийского менталитета. После турецкого поражения и последующего конгресса в Берлине, Болгария получила статус автономного княжества, а влияние России на Балканах значительно усилилось.
Болгарские заигрывания
И болгарская общественность, и русскоговорящие элиты были глубоко заинтересованы в поддержке со стороны России, пока в стране образовывались собственная армия, полиция и формировались органы государственного управления. Однако настроения разделились, как только после 1885 года встал вопрос об обретении статуса полностью независимого государства. Позже, в конце 19 века, в Болгарии начались перемены, способствовавшие большему сближению страны с европейскими соседями, в частности с Германией.
Этот процесс продолжался до Ялтинской конференции 1945 года, когда Болгария оказалась в сфере влияния Советского Союза. На протяжении последующих 45 лет советское доминирование строилось на фундаменте сохранившихся с прошлых времён пророссийских настроений в болгарском обществе. Так Болгария примкнула к социалистическому лагерю, став одним из наиболее верных и покорных союзников СССР.
Болгария утратила международный авторитет и стала страной, сильно зависимой от Советского Союза. После падения коммунистического режима в 1989 году Болгария несколько лет не могла определиться, каким путём ей теперь идти. В период после распада СССР и до евроатлантической интеграции, обострившийся конфликт про- и антироссийских сил ощущался в болгарском обществе довольно сильно.
Болгария присоединилась к НАТО в 2004 году и вошла в Европейский Союз в 2007-ом. Также в 2006 году страна подписала соглашение с США о создании на территории Болгарии совместно используемой учебной военной базы. Всё это, без сомнения, оказалось для России тяжёлым ударом. Однако положение Болгарии в результате оказалось довольно ненадёжным, поскольку у России сохранился целый ряд возможностей оказания давления на эту страну.
Жизнь — это не газ
Из-за недальновидных решений нескольких поколений болгарских политиков, страна так и осталась в энергетической зависимости от России. Россия не только является главным поставщиком газа, но также российскому гиганту Лукойл принадлежит единственный в Болгарии нефтеочистительный завод. Кроме того, Лукойлу и Газпрому принадлежит целая сеть заправочных станций по всей стране.
Болгария зависит от России ещё и в отношении всего необходимого ей ядерного топлива (хотя недавно страна подписала соглашение с японской компанией о строительстве нового ядерного реактора). Результатом этого энергетического доминирования стало образование влиятельного российского «энергетического лобби» в болгарских политических и профессиональных кругах.
В последние месяцы это лобби трудилось не покладая рук над реализацией проекта «Южный поток», который пройдёт по дну Чёрного моря, через Балканы к северо-востоку Италии. России это даст альтернативный экспортный маршрут в Европу, в обход Украины. Прошедшим летом Болгария была вынуждена под давлением Брюсселя остановить работы над проектом, под тем предлогом, что строительство не соответствует некоторым положениям закона ЕС. С тех пор работы не возобновлялись.
Разногласия, связанные с приостановкой работ над Южным потоком, стали одной из причин распада болгарской правительственной коалиции в июле этого года. Это привело к внеочередным парламентским выборам в начале октября, причём строительство газопровода стало ключевой темой предвыборных дебатов. В результате первыми финишировали выступавшие за остановку строительства правоцентристы, но пока ещё не ясно, смогут ли они сформировать сильную коалицию в парламенте.
Комплекс неполноценности
Помимо энергетической сферы, Россия весьма заинтересована в болгарском военно-промышленном комплексе, который в большинстве своём состоит из советской техники, и обслуживание которого также зависит от России. Министр обороны Болгарии недавно говорил, что подобная зависимость ставит страну в достаточно уязвимое положение, и особенно это касается устаревающих истребителей.
Инвестиции российских компаний и отдельных граждан в болгарскую недвижимость в последние годы существенно возросли, и болгарская туристическая индустрия также держится на приезжающих из России. Кроме того, Россия весьма умело использует пропаганду, и российское влияние среди достаточно большого числа болгар остаётся сильным. России выгодна ситуация, когда болгарское общество разделилось в своих предпочтениях между Востоком и Западом, как это произошло в связи с украинским кризисом. Россия надеется использовать Южный поток в качестве решающего фактора, способного склонить чашу весов в нужную ей сторону.
Если Болгария хочет побороть своей комплекс неполноценности и стать более независимой, её элитам понадобится больше политического воображения и больше политической воли, чтобы принимать сложные политические решения. Если ЕС и США хотят наказать Россию, то Болгария может стать одной из стран, где им придётся столкнуться со своим оппонентом «лицом к лицу».
К сожалению, Болгарии приходится выживать в «водовороте», где европейское течение встречается с российским потоком рядом с турецкими проливами. На протяжении всего своего существования Болгарии приходится иметь дело с пересекающимися интересами России, Германии и Турции.
Вряд ли Болгарии может грозить участь второй Украины, поскольку Россия в этом регионе всегда предпочитала оставаться в тени. В Болгарии нет областей с преимущественно русскоговорящим населением, а значит, нет почвы для похожего кризиса. Речь идёт, скорее, о влиянии и политических решениях.
Автор: Пламен Ралчев — основатель и руководитель научно-исследовательской группы StratCom, занимающейся изучением стратегических коммуникаций, международных связей с общественностью и общественной дипломатии.
«…язык которого, плюс ко всему, имеет много общего с русским.»
Русский язык, образно говоря, «родился» из болгарского. Кстати, Кирилл и Мефодий были болгарами…
Откуда вы взяли, что русский произошел от болгарского и, что Кирилл и Мефодий были болгарами?
Вроде в те времена ни болгар, ни Болгарии, ни болгарского языка не было.
Как по вашему, на каком языке разговаривали на Руси до них?
Плохо знаеш историю Руси… Те времена (9 век) только что создавалась Киевская Русь, а Болгария была утвержденной державой , наравне с Византией и Франкской державой. Болгарская армия уже несколько раз спасала Константинополя от обсадах арабов.
Историю надо читать, а не размышлять без фактов.
Статья набор штампов.
«Болгария утратила международный авторитет и стала страной, сильно зависимой от Советского Союза.»
а был ли авторитет у Болгарии до этого?
«Из-за недальновидных решений нескольких поколений болгарских политиков, страна так и осталась в энергетической зависимости от России.» а у кого еще могла Болгария покупать энергию?
и пр.
____ Не смешите мои тапочки . Страна населением меньше 50млн , по определению просто должна решать : кому и за сколько продаться . Не бывает другого . И решают не люди , не народ вернее , а «элиты» . А они продадутся тем , кто больше им пообещает . То есть будут проституировать в пользу наиболее авторитарных режимов …