Когда речь заходит о Китае и России, часто приходится слышать утверждение, что не все авторитарные режимы в мировой политике одинаковы. Между двумя режимами существуют важные институциональные отличия, и эти отличия очень сильно влияют на их внешнеполитические курсы.
Если есть главная вещь, которую китайское руководство меньше всего хотело бы повторить за Россией, то это утрата власти, которую Коммунистическая партия Советского Союза претерпела во время правления Горбачёва.
На этой неделе был опубликован рейтинг процветающих стран мира 2014 года аналитического центра Legatum Institute. Первые места этого рейтинга традиционно занимают небольшие европейские и скандинавские страны, в этом нет ничего неожиданного. Однако если изучить рейтинг более внимательно, то можно заметить два крупных и контрастирующих между собой тренда:
В экономической части рейтинга Китай в этом году поднялся на одну строчку до шестой позиции. А в отношении личной свободы граждан эта страна опустилась на шесть пунктов, заняв 117 строчку.
У России дела, согласно рейтингу Legatum Institute, идут в этом году хуже всех остальных европейских стран, страна опустилась индексе процветания на семь мест и заняла в 2014 году 68 строчку.
Изучая данные Legatum Institute, можно заметить, что основная причина такого понижения России в рейтинге — это экономические проблемы. Между тем бо́льшая часть данных, которые использовали аналитики Legatum, относится к 2013 году или даже к более раннему периоду. А поскольку в 2014 году экономическая ситуация в России обострилась ещё больше, легко догадаться, что в 2015 году страну ждёт очередное, ещё более значительное понижение в рейтинге процветающих стран.
Мы обратили на это внимание потому, что в последнее время ведётся много разговоров о восхождении альянса авторитарных государств и о том, что Китай последует за Россией в её воинственном намерении изменить существующий порядок с доминированием Соединённых Штатов. Приведённые нами данные свидетельствуют об обратном.
Необходимо прояснить, что Китай, конечно, очень хотел бы подкорректировать некоторые аспекты установленного Соединёнными Штатами порядка в Тихоокеанском регионе. Пекин даже, вероятно, хотел бы установить ряд многосторонних экономических институтов, к которым США не имели бы отношения.
Чего Китай определённо не хотел бы, так это пройти тот же путь, что прошла Россия в отношении конфронтации с Западом. Пекину достаточно посмотреть на рейтинг процветающих стран от Legatum, чтобы понять, чем для России оборачивается это противостояние. Это имеет большое значение, потому что сейчас складывается впечатление, что в китайско-американских отношениях наметилось обострение напряжённости.
Авторитарные режимы действительно могут существенно отличаться друг от друга и в настоящее время эти отличия и играют более важную роль, чем схожие черты.
Автор: Даниэль Дрезнер — профессор международной политики Университета Тафтса и внештатный сотрудник Брукингского института