Лидеры России и Турции предпочли не обращать внимания на политические разногласия

Российский президент Владимир Путин в понедельник встретился со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом в Анкаре. Переговоры были посвящены внешней политике, активизации сотрудничества в сфере энергетики, а также мерам по наращиванию объема торгового оборота до 100 миллиардов долларов в год.

547b68aea063a

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган

Для России и Турции, стран-наследниц двух империй, воевавших множество раз между собой в течение последних пяти столетий, очень важно наладить взаимоотношения, учитывая имеющиеся принципиальные расхождения в позициях относительно крупнейших международных кризисов в Сирии и на Украине.

Похоже, что Путин и Эрдоган решили не приносить в жертву политическим разногласиям критически важное для обеих сторон экономическое партнерство и стремятся укрепить связи между двумя доминирующими державами черноморского региона.

«У обеих сторон имеются сферы общих интересов и они не хотят, чтобы разногласия помешали их реализации», заявил профессор политологии стамбульского университета Ильтер Туран.

Авторитарные личности

Многие комментаторы отмечают сходства между 60-летним Эрдоганом и 62-летним Путиным. Оба – харизматичные мужчины почти одного возраста, возглавляющие страны, фактически возникшие в период их правления после крушения империй в конце прошлого века.

Оба лидера преодолели беспрецедентный протест, в России в 2011-2012 годах и в Турции в 2013, чтобы получить президентские мандаты и возможность продлить свои полномочия на ближайшее обозримое время. Обоих также обвиняют в подчеркнуто авторитарном стиле правления, который заставляет Запад воспринимать их с большим подозрением.

«Имеются существенные различия, однако, если говорить об авторитарном типе личности, они действительно поразительно похожи», сказал Туран, подчеркивая, что российская политическая система является гораздо более авторитарной, чем турецкая, основанная на принципах парламентаризма.

Анкара выступала против российской аннексии Крыма и серьезно обеспокоена положением крымско-татарского меньшинства в условиях правления прокремлевской власти на полуострове.

Впрочем, Эрдоган практически не высказывал публично своей озабоченности, редко касаясь России в своих демагогических выступлениях, где он нередко критиковал действия Запада. В последнем совместном отчете стамбульского Форума глобальных отношений и московского Центра Карнеги говорится, что странам удалось защитить сферы сотрудничества от сфер разногласий. В ближайшие годы может возникнуть потребность в значительном расширении и развитии этой стратегии.

Турецко-российские отношения остаются стабильными и не зависят от текущей ситуации, сказал Путин в своем интервью турецкому агентству новостей «Анатолия» накануне визита.

Что касается сирийского вопроса, активизация джихадистов из ИГИЛ в некоторой степени помогла снизить напряженность между Анкарой и Москвой, создав общего врага, необходимость борьбы с которым признается обеими странами. «В случае с Сирией возможна совместная деятельность, поскольку в уничтожении ИГИЛ Россия заинтересована также как Турция, если даже не больше», заявил профессор Туран.

Сверхамбициозные цели?

Для Турции, являющейся членом НАТО и стремящейся присоединиться к Европейскому Союзу, укрепление связей с Россией стало полезным средством против риска ослабления отношений с Западом. Однако, прежде всего, обе страны нуждаются в партнерстве в энергетической сфере. Путин отметил, что исходя из объема поставок, Турция является вторым крупнейшим покупателем российского природного газа после Германии.

Также Россия намерена построить первую в Турции атомную электростанцию в Аккую. Работы по проекту стоимостью 20 миллиардов долларов должн быть завершен к 2022 году. Объем двусторонней торговли в 2013 году составил 32,7 миллиарда долларов, а количество россиян, посетивших Турцию в этом же году, просто поразительное – 4,3 миллиона. Однако достижение поставленной цели довести торговый оборот до 100 миллиардов долларов может оказаться весьма долгосрочным, особенно учитывая международные санкции против Росси и ограниченность возможностей Турции по быстрому увеличению экспорта. «Я полагаю, это скорее выражение намерений. Цель обозначена, однако, окажется ли она легко достижимой, остается пока под вопросом», сказал профессор Туран.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий