Россия примеряет на себя роль «доброго полицейского»

В мае в Сербии произошло ужасающее наводнение, самое разрушительное за последние сто лет на Балканах. 76 российских спасателей отправились в путь уже через несколько часов после того, как получили просьбу о помощи.

spasioci-rusi

Российские спасатели прибыли в объятую наводнением Сербию, 16 мая 2014 года

Британцы, австралийцы и болгары тоже направили свою помощь, но русские прибыли первыми, и прибыли во всеоружии. «Отважные безумцы» — так назвал их премьер-министр Сербии.

К тому времени Запад уже ополчился на Россию за украинские события, поэтому там назвали российскую помощь на Балканах «бесполезной PR-акцией».

Спустя 25 лет после падения Берлинской стены и ослабления кремлёвской хватки в отношении Восточной Европы, Россия пытается хотя бы отчасти вернуть себе утраченное влияние.

Очевиднее всего это проявляется на Украине, где на помощь пророссийским сепаратистам приходят танки без опознавательных знаков.

Менее явно проявляется эта тенденция на территории всей остальной пост-коммунистической Восточной Европы. Это проявляется в соглашениях на поставки энергоресурсов, в более тесных дипломатических связях и в том, что западные дипломаты считают усиливающейся борьбой за общественное мнение в ситуации, когда окружение становится всё более враждебным.

В октябре российский президент Владимир Путин в качестве почётного гостя присутствовал на параде в Белграде, посвященном 70-летию освобождения города от нацистов. В прошлом месяце российские десантники провели однодневные совместные учения с сербскими военными, а российский патриарх Кирилл благословил памятник царю Николаю II у здания президентского дворца.

Спасательная миссия России в мае координировала свои действия с Сербско-российским гуманитарным центром, офис которого открылся в 2012 году в новеньком здании на юге Сербии, в городе Ниш.

Не удивительно, что многие сербы считают российских «братьев-славян» своей главной защитой, спустя 15 лет после натовских бомбардировок Белграда.

Экипированный сияющими новизной пожарными машинами, лодками, генераторами и палатками, гуманитарный центр стал «пилотным проектом», как сказал один из его директоров Виктор Сафьянов. Другие подобные центры должны появиться в Латинской Америке и бывших советских республиках в Средней Азии и на Южном Кавказе.

Во время наводнения благодаря действиям центра были спасены три тысячи жизней, сказал он, и теперь в планах сделать проект международным.

«Конечно, мы уважаем решение сербского и российского правительств, сказал Сафьянов в интервью Reuters. Но для меня и моих коллег значительно более важное значение имеет мнение людей».

Россия недавно обозначила собственную «мягкую» доктрину, сформулированную как «Совместная стратегия по распространению российского гуманитарного влияния в мире». План, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, заключается в том, чтобы противостоять «беспрецедентным по масштабу попыткам дискредитировать российскую политику и исказить имидж России».

В прошлом месяце была основана медиа-компания, которая должна противостоять тому, что российские журналисты называют «агрессивной пропагандой» Запада. Офисы этой компании будут располагаться в десятках городов по всему миру, включая Белград.

Глава сербского отделения Любинка Милинчич рассказала, что под её началом будет работать порядка 30 человек; к концу года планируется запуск нового вебсайта на сербском языке, а в начале следующего появится ещё и радиостанция компании.

«За последнее время мне не раз казалось, что Россия проигрывает схватку с западными СМИ, сказала Милинчич. Мы просто хотим показать, что у правды есть ещё и вторая сторона».

В 1990-х годах западные деньги рекой текли к независимым СМИ, продемократическим активистам и политикам Сербии, когда Запад поддерживал оппозицию к близкому Москве Слободану Милошевичу. Западные фонды до сих пор активно действуют в стране, пытаясь влиять на СМИ и гражданское общество.

Западные дипломаты говорят, что российские деньги могут также использоваться для спонсирования симпатизирующих Москве сил, хотя убедительных свидетельств этому представить не могут.

На Западе также считают, что Россия оказывает поддержку правым политическим группам, выступающим за консервативные ценности, которых придерживается исповедующая православие большая часть российского общества. В частности, это касается неприятия гомосексуализма.

«Ясно, что российские спецслужбы занимаются финансированием правых движений от Балтики до Болгарии. Это различные неформальные движения, а также группы, связанные с распространением культуры «, считает один из бывших правительственных чиновников, работавших в этом регионе.

«Очевидно, что журналистам они тоже платят, добавил он. В этом регионе они используют мягкую силу определённого рода».

Сербия балансирует между правительством, стремящимся к интеграции с Западом и консервативным обществом, значительная часть которого хотела бы более тесных связей с Россией. Во времена прошлой холодной войны страна являлась частью бывшей социалистической Югославии, и после развала СССР Белград не стремился ни на Запад, ни на Восток. Согласно данным последних опросов, большинство сербов склоняются сегодня к курсу на евроинтеграцию, хотя у многих и сохраняется недоверие к Западу со времён бомбовых ударов НАТО, от которых, в том числе, погибли и мирные жители.

Открыто отречься от России для сербов — вариант неприемлемый. Сербия отказалась присоединиться к санкциям против России в связи с Украиной, несмотря на давление ЕС и требование привести свою внешнюю политику в согласие с внешней политикой блока из 28 стран.

Канцлер Германии, выступая в Сиднее, выразила свою растущую озабоченность:

«Это касается не только Украины. Это касается Молдовы, Грузии и других стран. Если это продолжится, то вопрос может встать и относительно Сербии и стран Западных Балкан».

Однако «игры в перетягивание каната» часто происходят за закрытыми дверями. Два источника, знакомые с подробностями подготовки октябрьского визита Путина, утверждают, что Кремль запросил предоставить дипломатический статус для российских сотрудников, работающих в Нише, но под давлением западных послов в Белграде, опасающихся неконтролируемых российских поставок, премьер-министр Александр Вучич ответил отказом.

И хотя ни у кого не возникает опасений относительно военной угрозы со стороны России или Сербии в отношении не признанного Белградом и Москвой Косово, политические трения Запада и Востока по Сербии со временем только возрастают.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий