Никто и глазом не моргнул, когда в мае Россия запустила в космос объект 2014-28E. Этот объект являлся вспомогательным элементом, запущенным на орбиту для активизации спутников связи «Родник». Эксперты отнесли его к разряду космического мусора. Однако в ноябре объект 2014-28E проделал несколько странных маневров, таких как смена орбиты и повторная стыковка с остатками ракетной ступени, которая вывела его в космос. Россия сохраняла молчание по поводу этого космического объекта, о его запуске не было объявлено, кроме того, чиновники отказались отвечать на вопросы о его назначении. Учитывая чрезвычайно напряженные отношения между Россией и Соединенными Штатами, эксперты высказывают различные предположения о том, что же это такое на самом деле и не является ли он оружием. Или русские просто используют его для испытания новых технологий, чтобы создать более совершенный космический аппарат. И это не обязательно что-то одно: возможно – и то и другое одновременно.
Америка объявила о планах по созданию противоракетного космического аппарата, оснащенного радиоволновым и лазерным оружием. «Почти все, что мы запускаем в космос, является объектами двойного назначения, их можно использовать как в мирных, так и в военных целях», говорит основатель консалтинговой группы по космическому праву и политике Майкл Листнер. Одним из примеров может служить созданная НАСА роботизированная система заправки топливом. Исходя из названия, это проект по разработке технологии дозаправки космических спутников. На первый взгляд, она кажется вполне безобидной, однако другие страны имеют основания для подозрений, что RRM представляет собой потенциальный элемент системы космических вооружений. «Если существует возможность доставить дополнительное топливо для спутника, значит можно также нанести ущерб другим спутникам: изменить их местоположение, перехватить имеющуюся информацию, изменить их назначение или вообще удалить их с орбиты», говорит профессор Джорджтаунского университета Стив Мирмина. Это трудно, если вообще возможно, определить что именно считать космическим оружием.
Идентификация космических вооружений превратилась в психологическую игру: эксперты должны догадаться о намерениях страны, которая запустила тот или иной космический объект. В случае с 2014-28E, Россия, возможно, развивает космические технологии невоенного характера, либо совершенствует свои возможности по созданию оружия, или попросту «играет мускулами», доставляя беспокойство другим космическим державам. Вообще, космическое соперничество – игра со столь высокими ставками, что напряженность может возникать мгновенно.
Соединенные Штаты исторически придерживаются агрессивной тактики в сфере освоения космоса. В начале прошлого десятилетия администрация Джорджа Буша-младшего сильно преувеличила космические амбиции Соединенных Штатов. ВВС США объявили о планах вложить миллиарды долларов в разработку космических вооружений, включая противоракетные космические корабли, волновое и лазерное оружие, способное сбить любой вражеский спутник. Командующий космическими силами ВВС США генерал Лэнс Лорд называл это оружие «американским методом ведения войны» и в 2005 году заявил на пресс-конференции, что «превосходство в космосе – это часть нашего представления о будущем». Однако в течение последних пяти лет администрация Обамы использовала несколько более спокойную риторику. «Было много свидетельств отступления от прежних громких заявлений на тему испытания космических вооружений», говорит профессор военно-морского колледжа Джоан Фриз. В последнее время США и другие космические державы скорее склонны «использовать прикрытие технологий двойного назначения, чтобы делать то же самое, но без излишней сенсационности».
Отсутствие четких критериев, определяющих оружие, влечет сложность регулирования его разработки и производства. Единственные более или менее четкие правила были включены в «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 года, подписанный первоначально США, Великобританией и Советским Союзом, а к настоящему времени – приблизительно 100 странами. Он предусматривает, что страны должны стремиться к использованию космического пространства в «мирных целях» и не запускать ядерные или другие виды оружия массового поражения на земную орбиту, Луну или в направлении других небесных тел. Попытки усовершенствовать эти правила не увенчались успехом. Россия и Китай выдвигали многочисленные версии нового соглашения с исчерпывающим названием «Соглашение о предотвращении размещения вооружений в космическом пространстве а также угроз использования силы против космических объектов», однако делегаты ООН от Соединенных Штатов в 2008 году проголосовали против, назвав его «дипломатической уловкой, направленной на приобретение военных преимуществ». Когда Россия и Китай представили нынешним летом пересмотренную версию соглашения, США вновь отвергли его, на этот раз заявив, что соглашение не содержит адекватных определений и не может эффективно предотвращать использование всего разнообразия возможных вооружений.
Одним из явных недостатков соглашения, по утверждению критиков, является игнорирование факта, что для нанесения вреда космическое оружие не обязательно должно находиться в космосе. Вооружения, предназначенные для уничтожения объектов в космосе, могут быть развернуты на поверхности Земли. Более того, подобная технология уже существует: Китай в 2007 году запустил мощную и точную ракету наземного базирования для уничтожения одного из своих выведенных из эксплуатации спутников. Это было ярким свидетельством того, что наземные виды оружия способны уничтожать цели на орбите и что создаваемый ими опасный неконтролируемый мусор может причинить косвенный вред при столкновении с другими космическими объектами.
Для России и Китая продвижение соглашения, сдерживающего активное наращивание превосходства США в космической сфере, является плюсом, поскольку дает шанс остальным странам на участие в процессе. С точки зрения США, такое соглашение способно повредить их технологическому доминированию.
Осознавая потенциал для эскалации противостояния в космосе, несколько международных групп работают над проблемой снижения напряженности путем открытых коммуникаций и прозрачных инициатив. Европейский Союз предложил Кодекс поведения в космической деятельности (КПКД), который является юридически необязательным и представляет собой что-то вроде «дорожной карты» для космоса. Космическое пространство, как и открытое море, не принадлежит ни одной из стран, поэтому космическое право во многом использует прецедент морского права. «Если два корабля встречаются в открытом море, они придерживаются определенной дистанции, в противном случае могут быть заподозрены в недружественных намерениях», пишет эксперт по космическим вопросам американского военно-морского колледжа в Ньюпорте Джоан Джонсон-Фриз. Аналогично, КПКД предписывает странам проявлять дружелюбие и использовать открытые линии связи, чтобы продемонстрировать свою добрую волю, а также публично объявлять о запуске своих космических аппаратов и ставить в известность другие страны, если их спутники выходят из строя.
Чем больше страны инвестируют в свои космические программы тем меньше у них стимулов для начала космической войны. Уничтожение чужих космических объектов ведет к образованию комического мусора, способного нанести ущерб стране-агрессору. Опасность космического мусора попала в газетные заголовки в 2009 году, когда неиспользуемый российский спутник столкнулся с другим, принадлежащим американской компании «Иридиум». При этом образовались тысячи осколков, способных повредить другие спутники или Международную Космическую Станцию, на которой сейчас находятся шесть космонавтов. «Люди понимают, как это важно», говорит Майкл Листнер. «Если они заполнят космос мусором от разрушенных спутников, это нанесет вред им же. Как и в случае с ядерным оружием, неосмотрительное поведение может привести к страшным и очень быстрым последствиям».
Тем временем, Россия и Китай объявили о планах продолжения работы над российско-китайским соглашением, направленным против космических вооружений. Пока не было никаких официальных заявлений о намерениях России относительно объекта 2014-28E, однако автор статьи, доктор Джейн Хью из университета Беркли, выражает надежду, что страна будет придерживаться собственных принципов «предотвращения развертывания вооружений в космическом пространстве».
Настало время активно развивать международное право в области космоса и новых технологий. На этой задаче следует сосредоточиться современному международному общественному движению и организациям в целях защиты глобальных гуманитарных ценностей.
Публикация очень актуальна.