Почему Азия играет ключевую роль в российско-украинском конфликте

В среду президенты России, Украины, Германии и Франции соберутся в казахской столице Астане, чтобы попытаться разрешить конфликт России с Украиной и Западом. Между тем азиатские аналитики и политические лидеры вряд ли хорошо понимают истинные причины этого конфликта, его вероятные последствия для будущего мирового порядка, равно как и возможные способы разрешения сложившейся ситуации. Но и на Западе немного найдётся аналитиков и политических лидеров, хорошо понимающих, что в действительности происходит на востоке Украины.

Part-PAR-Par7924849-1-1-0

Индия может стать идеальной страной для выполнения миротворческой миссии в зоне конфликта на юго-востоке Украины

Для того чтобы попытаться разрешить российско-украинский конфликт, необходимо осознать тот факт, что революция на Украине и последующая аннексия Крыма привела к «радикализации двух домов» — но радикализации разного типа.

Украинская радикализация проявилась в форме подъёма и распространения ультранационалистических сил, которые привели не только к свержению президента Януковича в феврале прошлого года, но и стали ключевой частью последующей военной кампании на юго-востоке Украины.

Эти вооружённые формирования практически не подконтрольны новому правительству Киева, их не так-то просто разоружить и демобилизовать. Любая попытка мирно договорится с Россией может привести этих людей в ярость, что, в результате, может плохо закончиться для правительства Порошенко-Яценюка.

Радикализация российского общества, со своей стороны, является порождением романтической эйфории, связанной с внезапным обретением Крыма. Аннексия полуострова (почти «библейская» по масштабу), в свою очередь, стала ответом Москвы на антиконституционное свержение законно избранного президента Украины — некомпетентного, но благосклонного к России. Аннексию также можно считать ответом Западу на ту роль, которую он сыграл в насильственной смене украинской власти — по оценкам российских экспертов, это было сделано в целях дальнейшего расширения НАТО вплотную к российским границам.

Наложенные Западом санкции и резкое падение цен на нефть привели к серьёзному кризису в России.

Разрешение украинского кризиса, который послужил поводом для этих санкций, является, вероятно, единственным для России шансом выйти из кризиса. Для Украины же это шанс на объединение своих территорий после кровопролитной гражданской войны.

Между тем возможен вариант разрешения конфликта, при котором и Путин, и Порошенко смогут «сохранить лицо», а обе конфликтующие стороны почувствуют  себя победителями. Таким образом, радикалы по ту и другую сторону не будут разочарованы.

Если волнения на Украине продолжатся, то к власти неизбежно придут ультрарадикальные элементы, которые поставят жирный крест на европейском будущем и демократии этой страны. Ещё более страшными могут оказаться последствия продолжительных волнений в России.

Гражданские волнения в России могут угрожать будущему Европейского Союза, а международное сообщество окажется бессильно перед целым рядом таких негативных перемен, как дальнейшее распространение ядерного оружия, стабильность на Ближнем Востоке, в Арктике, под ударом может оказаться даже безопасность в северо-восточной Азии.

Четыре из пяти пунктов, предложенных мною для разрешения этого кризиса являются по своей природе дипломатически-политическими: реформа конституционной структуры Украины, которая позволит создать баланс между федерализмом и нефедеральной децентрализацией; пункт о неделимости в Конституции, наподобие австралийского варианта; особые экономические зоны для украинского юго-востока; принципиальное решение Украины о неприсоединении к НАТО.

Однако чтобы говорить о принятии этих пунктов, необходимо для начала добиться полного прекращения огня на юго-востоке Украины, чтобы все стороны смогли перенести своё внимание с растущего числа жертв и усугубляющейся гуманитарной катастрофы на способы нормализации внутренней политики и международных отношений.

Буферная зона, о которой стороны конфликта договорились в ходе переговоров в Минске в сентябре прошлого года,  не выполняет своей функции. Напротив, она породила новую проблему безопасности: ни одна из сторон не доверяет другой, и обе готовятся к следующей битве.

Что необходимо прямо сейсас, так это присутствие международных миротворческих сил на юго-востоке Украины и вдоль российско-украинской границы. Это первый и самый важный из моих пяти пунктов.

Но тут есть проблема: Россия никогда не согласится с введением миротворцев из стран-членов НАТО. Украина, со своей стороны, может не доверять миротворцам из стран бывшего Советского Союза, учитывая их экономические и военные связи с Россией.

А вот опытные миротворцы из страны, с которой и у Москвы, и у Киева, сохраняются добрые отношения, возможно, справятся с этой задачей лучше всего. Обе стороны смогут быть уверены, что деятельность миротворцев не будет вредить их ключевым национальным интересам.

С моей точки зрения лучшим кандидатом в этом смысле может стать Индия — страна с прекрасным опытом выполнения миротворческих миссий, пользующаяся прекрасной репутацией как в Киеве, так и в Москве. Разумеется, в миротворческой миссии должны также принять участие и другие азиатские страны.

Сразу после того, как будет достигнуто окончательное прекращение огня, можно перейти и к реализации остальных пунктов, предложенных мною для разрешения этого конфликта.

Автор: Ирвин Стадин — главный редактор и издатель журнала Global Brief, президент Института изучения проблем XXI века

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий