Возрождение России: как Кремль усиливает свое влияние в Европе

Йожеф, тридцатилетний инженер-гидравлик единственной венгерской атомной электростанции, благодарен судьбе за относительно стабильную работу и хороший заработок, существенно превышающий средний по стране. В общем-то венгры никогда не были в восторге от России. Однако Йожеф знает, кого нужно благодарить за свою гарантированную занятость – Владимира Путина, российского президента, который сегодня прибывает с визитом в Будапешт, хотя, как правило, в последнее время редко бывает в странах Евросоюза.

Russian President Putin speaks at a news conference after an EU-Russia Summit in Brussels

Россия в прошлом году подписала контракт с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном о строительстве двух новых энергоблоков на атомной электростанции «Пакш», для чего Россия предоставила Венгрии связанные кредиты в объеме 10 миллиардов евро. Орбан является одним из наиболее последовательных сторонников Путина в политических кругах Евросоюза.

Однако возвращение русских заметно не только в Венгрии. По всей Европе, особенно в ее центральной и южной части, Кремль совершает свои «набеги» в то время как его отношения с Западом характеризуются наивысшей степенью напряженности со времен распада Советского Союза. Россия активно распространяет свое влияние на Балканах, в особенности в Сербии и Боснии, а также заметно расширяет свои связи с партиями левого и правого крыла политического спектра по всей Европе.

В Венгрии не проводилось ни тендеров ни аукционов по ядерному проекту, не было и публичного обсуждения. Венгры узнали об этой новости из российских веб-сайтов. «Я знаю только то, что видел по телевизору. А о том, как заключалась сделка, мне неизвестно», пожимает плечами Йожеф.

«Я об этом ничего не знал», признает Атилла Асоди, представитель Венгрии в комиссии по энергетике ЕС и профессор по ядерным технологиям. «Если взглянуть на международную обстановку, для этого явно имелись свои причины. Чтобы разобраться в деталях, нужно спросить премьер-министра».

Россия поставляет в Венгрию около 80 процентов природного газа. Если все пойдет по плану  с проектом «Пакш-2», через десять с небольшим лет российские технологии будут давать около 56 процентов венгерской электроэнергии. Орбана ничуть не беспокоит эта зависимость. Он является лидером страны, входящей в ЕС и НАТО, однако отзывается крайне отрицательно о западной «либеральной демократии» и считает Путина лидером, достойным восхищения и подражания.

Когда американский сенатор Джон МакКейн, отчитывал его в прошлом году за его промосковские наклонности, Орбан, если верить источнику, присутствовавшему при этой беседе, ответил: «Меня не волнует ваше мнение. Оно не имеет никакого значения. Россия имеет значение как источник энергии, Германия – как источник рабочих мест».

В Будапеште альянс Путин-Орбан получит новые возможности для укрепления во время визита российского лидера, второго по счету визита в страну ЕС после начала украинского конфликта год назад. Первый такой визит был в Австрию в прошлом году, где он также встретил сочувствие правительства, решительно возражающего против санкций ЕС, наложенных на Россию.

Если Украина превратилась в поле боя между Западом и Востоком, то Будапешт часто выглядит как спортивная площадка для этого конфликта. Веб-сайты и социальные сети заполнены российской пропагандой, теориями заговора и паранойей. Неофашистская партия «Йоббик», вторая по количеству мест в парламенте, придерживается открыто пророссийской позиции, депутат Европарламента от этой партии даже был обвинен в шпионаже в пользу России.

«Удивляет открытость российского влияния», сказал Петер Креко, венгерский аналитик. «Оно совершенно не скрывается. Русские превращают нас в посмешище. Орбан стал марионеткой Путина. Он думает, что может играть в игру «восток против запада».

Влияние Москвы распространяется далеко за пределы Венгрии. Путин субсидирует французский ультраправый «Национальный фронт». На крайнем левом фланге у него сложились тесные связи с новым греческим правительством Алексиса Ципраса, чей министр иностранных дел заявил, что Греция может стать «военным и экономическим партнером России».

В Сербии и Боснии российские политики, военные и представители энергетического лобби отдают указания, влияют на политику и разрушают надежды обеих стран, связанные с присоединением к Европейскому Союзу.

Крупные европейские и американские дипломаты также убеждены, впрочем, без существенных доказательств, что русские участвуют, по крайней мере финансово, в работе неправительственных организаций в Европе, протестующих против технологий добычи сланцевого газа и обсуждаемого соглашения о свободной торговле между ЕС и США, а также тайно поддерживают шотландские и каталонские сепаратистские движения в Британии и Испании.

С помощью грамотной и щедро оплачиваемой пропаганды на телевидении и в социальных сетях, Кремль распространяет аргументы по поводу украинского конфликта, нередко одерживая победу в борьбе за европейское общественное мнение. «Это не повод для иронии», заявил влиятельный деятель Европейской Комиссии в Брюсселе. «Вы можете услышать, что Путин вынужден совершать свои действия на Украине, чтобы остановить фашизм, в то время как он финансирует фашистские движения по всей Европе. Мы на западе очень наивны».

Другой чиновник еврокомиссии, занимающийся непосредственно контактами с Россией, говорит: «Эти процессы являются частью общей стратегии, выходящей за пределы конфликта на Украине. Националистическая риторика раскручивается в России уже давно. Помогая крайне правым, они подрывают наши фундаментальные ценности. Это очень тревожное явление».

Культивируя ультраправые и радикальные левые движения в Европе, которые контролируют сегодня более четверти Европейского парламента, кремлевские стратеги активизируют свою давнюю политику, которой уже более десяти лет, заявляют российские эксперты. «Связи между русскими националистами и европейскими ультраправыми начались еще в 90-х годах», сказал Антон Шеховцов, специалист по крайне правых движениям, исследующий деятельность таких российских политиков как националист Владимир Жириновский и неофашистский идеолог Александр Дугин. «Главное различие в том, что в девяностые годы сотрудничество осуществлялось отдельными лицами и группами, которые тогда не думали, что это окажется в интересах государства».

У российского государства появилась заинтересованность в сотрудничестве с ультраправыми движениями еще в 2004 году. Выборы в поддержанных Кремлем самопровозглашенных государствах, таких как Абхазия в Грузии и Приднестровье в Молдове, должны были пройти под наблюдением крайне правых политиков из Европейского Союза и получить их признание.

В этом партнерстве присутствует и идеологический компонент, растущий социальный консерватизм российской элиты – гомофобия, анти-мигрантские настроения, противостояние расширению ЕС, антиамериканизм.

Российский олигарх Константин Малофеев, сторонник Путина и радикальный националист, заявлявший, что Украина является искусственным образованием, стал главной фигурой в финансировании и пропаганде пророссийских настроений в Европе. Он щедро финансировал состоявшиеся в прошлом году в венском Дворце Габсбургов торжества, посвященные 200-летию заключения союза между российским царем, австро-венгерским императором и королем Пруссии после победы над Наполеоном. Среди гостей были лидеры европейских ультраправых партий и движений.

Малофеев был помещен в «черный список» в ЕС за его роль в украинском конфликте – он оказывал финансовую помощь пророссийским повстанцам, причем некоторые из их лидеров были в прошлом его сотрудниками – и лишен права передвижения по Европе. Лишенный возможности присутствовать на  состоявшейся в Греции свадьбе своего друга-олигарха, он пригласил всех 90 участников торжества в свое подмосковное поместье. Среди гостей был Панос Камменос, новый министр обороны Греции и лидер националистической партии «Анель», младшего партнера по коалиции премьера Ципраса.

Российский бизнесмен Александр Лебедев, владелец изданий «Evening Standard» и «Independent», говорит, что не всегда понятно, действуют ли богатые российские идеологи, обрабатывающие европейских политиков, по прямому указанию Кремля или просто заискивая перед режимом. Однако, ссуда в 9 миллионов евро, предоставленная русскими Национальному Фронту Марин Ле Пен, о которой стало известно пару месяцев назад, могла состояться только при определенных условиях, считает Лебедев. «Зачем предоставлять такую ссуду? Единственный способ, которым партия может ее оплатить, это те или иные политические действия».

«Ясно, что Россия оказывает помощь этим политическим партиям по всей центральной и восточной Европе», говорит профессор права будапештского университета Тамаш Латтман. «Это очень серьезная проблема, поскольку когда они достигнут определенной степени своего присутствия, они смогут как минимум блокировать, например, санкции против России».

Единственный из западных лидеров, канцлер Германии Ангела Меркель, предупредила недавно, что в своем стремлении разделить и ослабить Европейский Союз изнутри, Путин также нацелен на страны – члены ЕС на Балканах. Через двадцать лет после окончания боснийской войны, Россия впервые воздержалась во время ноябрьского голосования в ООН по поводу продолжения миротворческой миссии ЕС в Сараево.

Болгарский политический аналитик Иван Крастев заявил радиостанции «Свободная Европа»: «Я не имею в виду военную интервенцию, на Балканах не будет «маленьких зеленых человечков». Однако, я считаю, что в своих попытках расколоть Европу Путин очень эффективно может использовать недостаток политической стабильности и отсутствие экономического процветания… они воспринимают Балканы как точку приложения силы с целью дестабилизации».

Визит Путина в Будапешт проходит, что стало редкостью в последнее время,  по приглашению дружественного правительства страны ЕС. Инженер-гидравлик атомной станции «Пакш» понимает всю противоречивость события, но это его не беспокоит. «Венгры настроены предвзято против русских», говорит Йожеф. «Однако люди довольны, что русские возвращаются».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Возрождение России: как Кремль усиливает свое влияние в Европе”

  1. Никто никого любить не обязан. Любовь европейцев к россиянам это наверное хорошо, но уж точно не обязательно. Взаимовыгодного сотрудничества бы побольше, без лишней лирики. С чем, конечно же, полностью согласен тридцатилетний инженер-гидравлик, единственной венгерской атомной электростанции — Йожеффф!

Добавить комментарий