Опасность жизни ради хлеба и зрелищ

Источник перевод для mixednews – Зол Теретьняк

2.06.2011

Рим, двухсотые года нашей эры, граждане Рима сталкиваются с растущей пропастью между бедными и богатыми. Могучая империя, построенная на дани, достигла своих географических пределов. Его экономика производила всего несколько экспортных товаров. Рабы, которых Рим заполучил путём своих завоеваний, построили большинство мостов, дорог и акведуков, и работали в сельском хозяйстве, добыче и строительстве. Когда эта более дешёвая рабочая сила заменила римских граждан, то неустроенные, голодные и праздные римляне заполнили столицу.

Цезари создавали рабочие места с неполной занятостью, субсидировали постройку жилья и приобретение зерна. «Люди, которые зевают — созрели для восстания», писал Жером Каркопино в своей «Повседневной жизни Древнего Рима».

Императоры придумывали всё новые выходные дни, пока в итоге римляне не начали проводить половину своего времени на гладиаторских боях, публичных казнях и гонках колесниц. В отвращении сатирик Ювеналь обвинял своих сограждан в том, что они продались за «хлеб и зрелища». Спустя два века империя была разделена навсегда, и Рим был разграблен вестготами.

Сложные причины упадка Рима уже давно занимают историков, и являются своеобразной линзой, сквозь которую они изучают уязвимость других доминирующих культур. Склонность американцев к развлечениям может быть сравнима с такой же склонностью в Древнем Риме. У нас есть куча свободного времени, чтобы смотреть по телевизору различные развлекательные шоу. В 2009 году люди старше 15 лет тратили в среднем 58 процентов свободного времени на просмотр телепередач, игры и интернет, которое с 2003 года увеличилось на 16 процентов.

Цифровая эра

Когда в обществе доминируют развлечения, это изменяет не только культуру, это также сказывается и на экономике. Для потребления развлечений используются различные электронные гаджеты: ноутбуки, телевизоры, игровые консоли, смартфоны. В течение десятилетия, предшествовавшего кризису 2008 года единственной крупной отраслью, которая показывала устойчивый рост (не считая сферу здравоохранения), была потребительская электроника.

Даже сильно пострадав от спада, расходы на цифровые медиа начали восстанавливаться. Вопрос в том, кто имеет с этого выгоду. Мы производим кучу контента, хотя большинство девайсов производится не в США.

Торговый дисбаланс

Дисбаланс в торговле является ещё одним примером, который беспокоил римлян, и досаждает нам сегодня: доминирующие экономики имеют свойство импортировать больше, чем экспортируют, что создаёт торговый дисбаланс. Товары народного потребления, еда, одежда, автомобили, телефоны и мебель — это хлеб, который сопутствует зрелищам, стоит меньше, если покупать произведённые в других местах товары, чем произведённые гражданами собственной развитой страны. Результатом этого является потеря рабочих мест дома.

Ведомые завоеваниями римляне выделяются в истории как яркий пример. Свой импорт в качестве рабской силы они притащили домой. Это сделало «хлеб» дешёвым донельзя, и из-за этого римляне перестали работать.

Мы просто оказались в ситуации, в которой наши затраты на рабочую силу, законы и нормативы делают американский бизнес менее конкурентоспособным, чем в других странах. В 1990-х годах рабочие пережили жестокую потерю рабочих мест с началом переноса производственных мощностей за рубеж. Само это перемещение сделало хлеб дешёвым. Во время десятилетия разрастающегося пузыря, которое завершилось в 2008 году, уровень роста продаж основных потребительских товаров, одежды, автомобилей и спорттоваров вырос менее чем на два процента — так низко, что считается дефляционным в реальном выражении.

«Сервисная экономика»

Потеря рабочих мест на производстве компенсировалась созданием множества вакансий банкиров, собачьих парикмахеров, агентов по продаже авиабилетов и помощников по уборке дома, что мы начали причислять себя к «сервисным экономикам». Однако бизнес в сфере услуг уязвим перед теми же силами, что высасывали все соки из производства. Возьмём, к примеру, розничную торговлю. С 1990-х годов бизнес-предприятия, что помогали делать хлеб дешевле, например супермаркеты и склады с мелкой оптовой торговлей были единственными, кто показывал уверенный рост. Теперь эти предприятия также ощущают сильное давление со стороны онлайн-торговцев, которые показывают рост вдвое быстрее своих оффлайн-конкурентов.

Общая доля нашего работающего населения, которое в данный момент продолжает работать, упала до 58.4 процентов, такой уровень наблюдался в 1983 году, когда на рынке труда было гораздо меньше женщин.

Это правда, что этот показатель должен улучшиться по мере выхода экономики из кризиса, однако восстановление не сможет изменить фундаментальный тренд. Структурные проблемы создают очень серьёзные препятствия для трудоустройства, особенно для молодых и менее образованных мужчин.

Проще говоря, то, что было хорошо для американских потребителей, было плохо для рабочих.

Рим был настолько богат, что разрушение империи заняло сотни лет. Мы же разрушены, что приближает день расплаты.

Заканчивая на позитивной ноте, такая основанная на хлебе и зрелищах экономика предоставляет новые возможности. Те, кто сможет помочь сделать изготовление товаров дешевле, хорошо заработают. Они могут использовать цифровые технологии для создания по настоящему глобального бизнеса.

Ввергание страны в порочный разврат может быть паршивым способом поддержать сохранение цивилизации. Просмотр телевизора заставляет людей сидеть дома, вместо того, чтобы маршировать по улицам.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий