Прошло уже более полугода после введения США и ЕС антироссийских санкций в связи с кризисом на Украине. Можно констатировать, что эффект санкций крайне спорный, ведь многие российские компании практически не были затронуты.
Работник наблюдает за загрузкой нефти в товарные вагоны на нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Нижний Новгород, 4 декабря 2014
В энергетике, например, санкции на экспорт оборудования и услуг, связанных с глубоководным бурением, разработкой сланцевых и арктических месторождений, лишают западные компании возможности получать прибыль за использование их уникальных технологий. А вот на текущую деятельность российских нефтяников это оказывает весьма слабое влияние, и объём добычи остаётся близким к постсоветскому максимуму – на уровне свыше 10 миллионов баррелей в день.
Более значимыми оказались ограничения доступа «Роснефти» к рынкам капитала США. Эта мера вызвала сомнения почти у всех американских и европейских банков относительно работы с нефтяной и газовой отраслями России.
«Санкции действуют в двух направлениях», – поясняет аналитик по нефти и газу московской брокерской фирмы «Открытие» Артём Кончин. – «Одним из них являются технологии. Это не столь важно сегодня, но может навредить в будущем. Другое направление санкций – финансирование – представляет более насущную проблему».
Одной из заметных жертв стал «Ямал СПГ», проект стоимостью 22 миллиарда долларов, осуществляемый ОАО «НОВАТЭК», крупнейшей энергетической компанией Франции Total SA и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Партнёры рассчитывали обеспечить финансирование ещё в прошлом году, теперь же речь идёт о середине 2015 года. Американские и европейские банки не принимают участия, так что средства, скорее всего, будут получены от правительства РФ, экспортно-кредитных агентств и китайских кредиторов.
Привлечение финансирования
Поразительно, но за исключением частичного воздействия на нефтяную и газовую отрасли, целые сегменты российского делового мира остаются относительно незатронутыми санкциями.
Так, крупнейший в мире производитель алюминия «РУСАЛ» заявил в прошлом месяце, что изучает возможность рефинансирования своей задолженности перед российскими банками, ожидая получить более выгодную процентную ставку от международных кредиторов.
Горно-металлургическая компания «Норильский никель» на прошлой неделе сообщила о том, что доступ к финансированию от международных банков остаётся открытым.
Падение курса рубля
Выделить результаты собственно санкций сложно, потому что параллельно происходит снижение цен на нефть, сопровождающееся падением курса рубля. В действительности последнее сыграло даже на руку российским добытчикам.
«Затраты на добычу и транспортные расходы упали в долларовом выражении, помогая российским нефтедобытчикам выдержать международные санкции», – отмечает нефтегазовый аналитик «Альфа-банка» Александр Корнилов.
Цена акций «ЛУКОЙЛа» даже в долларовом исчислении выросла на 22 процента в этом году из-за позитивного прогноза по затратам компании. Санкции в отношении шельфовых проектов не помешают «ЛУКОЙЛу» начать освоение месторождения имени Филановского в Каспийском море.
Долларовые обязательства
Несколько иначе обстоят дела у «Роснефти», против которой были введены прямые санкции. Серьёзно обременённой долгами компании пришлось приложить немало усилий для покрытия своих долларовых обязательств, занимая в рублях и предлагая покупателям вносить предоплату за поставки нефти. На прошлой неделе было погашено 7,1 миллиарда долларов, что составляет более половины обязательств этого года.
Кроме того, в результате санкций от совместных разведочных работ в Северном Ледовитом океане была вынуждена отказаться Exxon Mobil Corp., хотя первая скважина указала на наличие большого месторождения в Карском море.
Воздействие будет нарастать
Эта неудача указывает на то, что с течением времени последствия санкций будут усиливаться, сочетаясь с падением цен на нефть. Это может задержать освоение новых месторождений, необходимых для замены истощающихся сибирских.
«Проблема России заключается в соединении низких цен на нефть и западных санкций», –полагает глава подразделения Международного энергетического агентства Ласло Варрон. – «Санкции США оказывают непосредственное воздействие на возможности России привлечь капитала». Кроме того, в долгосрочной перспективе, «у российских компаний есть масштабные планы, которые зависят от западных технологий», касающиеся сжиженного природного газа, нетрадиционной нефти и Арктики, отмечает он.
Представляю как западные банкиры радуются: «Ну слава Богу этим русским теперь в долг давать не будем. Деньги свои в сбербанк на депозит оформим, заживём!»