Впервые Туполев Ту-95 прогремел над советскими парадами в середине 1950-х. Как же спустя почти 60 лет этому гигантскому винтовому бомбардировщику до сих пор удаётся попадать в заголовки газет?
Даже кодовое название этого олицетворяющего советскую военную мощь воздушного гиганта — «Медведь» — подчёркивает огромный размер и силу самолёта.
В 1956 году Туполев Ту-95 впервые предстал перед западными обозревателями на фоне революционного подъёма авиастроения; десятилетие после окончания Второй мировой войны ознаменовалось подъёмом реактивных технологий. Однако «Медведь» оснащён винтовым двигателем, который даже тогда считался устаревшим.
[blockquote_fact]Вряд ли кто-нибудь поверил бы, что спустя почти 60 лет самолёт всё ещё будет в центре внимания, являясь стратегическим бомбардировщиком, морским патрульным самолётом — и самым шумным в мире самолётом-разведчиком.[/blockquote_fact]
Недавно «Медведь» попал в поле зрения британских новостных агентств после того, как два самолёта были выпровожены с побережья Соединённого Королевства истребителями ВВС Великобритании. В разгар Холодной войны такое патрулирование было обычным делом — и недавно Россия возобновила эту привычку. Однако история о том, почему ВВС России продолжают полагаться на эту машину спустя почти 60 лет, представляет больший интерес, чем сенсационные заголовки.
Отчасти «Медведь» остался на эксплуатации благодаря своему дальновидному создателю. Андрей Туполев был ведущим советским конструктором больших самолётов и талантливым инженером. Когда Вторая мировая война сменилась Холодной войной, Туполев помогал создавать первый в стране бомбардировщик-носитель ядерного оружия Ту-4 «Бык». Воспроизведённый методом обратной разработки самолёт был копией американского Боинга В-29 — самолёта, который сбрасывал атомные бомбы на Японию. Во время американских бомбардировок Японии несколько таких продвинутых бомбардировщиков совершили аварийную посадку на советской территории.
[blockquote_note]Ту-4 стал первым советским ядерным бомбардировщиком, но обладал слишком малой дальностью, чтобы достать до США с советских баз. [/blockquote_note]В 1952 году Туполева и его конкурента авиаконструктора Мясищева попросили создать бомбардировщик способный переносить бомбовую нагрузку в 11 тонн на расстояние в 8 тысяч километров — достаточно далеко, чтобы долететь до центра США. Мясищев выбрал создание реактивного бомбардировщика с четырьмя двигателями, М-4 «Бизон», который до предела «растягивал» технические возможности СССР. Туполев же, напротив, решил совместить проверенные методы с конструктивными особенностями, заимствованными у первого поколения реактивных самолётов. Это оказалось очень ловким ходом.
Ревущие двигатели
Ту-95 — это огромный самолёт длиной в 46 м. и с размахом крыльев в 50 м. Пустой он весит 90 тонн и питается от четырёх громадных турбовинтовых двигателей — тип газотурбинного двигателя, энергия которого приводит в действие винты. «Медведь» оснащён восемью винтами; всей этой мощности достаточно, чтобы обеспечить самолёту максимальную скорость в 800 км/ч, почти равную скорости современного авиалайнера. Туполев верно предсказал, что ранние технологии реактивных двигателей не отвечали тогдашним нуждам; проект Мясищева потерпел неудачу.
[blockquote_fact]В отличие от большинства винтовых самолётов, крылья Ту-95 были значительно отклонены назад – на 35 градусов – совсем как у ранних моделей реактивных истребителей, что помогло самолёту развить высокую скорость.[/blockquote_fact]
Двигатели Туполева питают две 18-и футовые лопасти, которые вращаются в противоположных направлениях; лопасти движутся настолько быстро, что их концы преодолевают звуковой барьер, когда ускоряются и замедляются при каждом обороте, что создаёт сильный шум. Ту-95 считается самым шумным эксплуатируемым воздушным судном; по некоторым утверждениям, американские подводные лодки слышат летящий на большой высоте самолёт с помощью обтекателей гидролокатора, находясь при этом под водой. Пилоты западных истребителей, сопровождавших «Медведей» по международному пространству, сообщили, что слышали их турбовинтовые двигатели сквозь шум их собственных реактивных двигателей.
Первоначальная задача «Медведя» – сбрасывать атомные бомбы на территорию врага – отпала в связи с развитием ракетные технологии. Но интеллектуальная конструкция «Медведя» позволила использовать самолёт снова и снова по мере появления новых целей. Во время Холодной войны, наблюдающие за морским пространством «Медведи» следили за кораблями НАТО по всему земному шару – некоторые даже были размещены на Кубе, летая вдоль побережья США от баз за Полярным кругом. Бомбардировочные подразделения вооружили свои Ту-95 крылатыми ракетами большой дальности – «Медведь» хорошо подошёл для этой цели благодаря своей способности переносить тяжёлые грузы.
Ядерные амбиции
Модифицированная версия Ту-95, Ту-126 «Мох», стала первой советской платформой авиационного раннего предупреждения – гигантским летающим радиотехническим постом, который мог предупреждать оборону о приближении вражеского воздушного судна. Также существовала версия «Медведя» от гражданской авиакомпании, которая до сих пор держит установленный в 1960 году мировой рекорд скорости турбовинтового самолёта – 870 км/ч.
[blockquote_note]Именно модифицированный «Медведь» сбросил самое мощное подрывное средство из когда-либо созданных человеком, «Царь бомбу» – ядерную бомбу, испытания которой проводились в Советском Союзе в 1961 году.[/blockquote_note]
В Советском Союзе даже хотели создать «Медведя» с ядерной двигательной установкой. Один из значительно модифицированных примеров, Ту-95ЛАЛ, был оснащён небольшим реактором и использовался в качестве летающей лаборатории. Самолёт совершил более 40 полётов, хотя во время большинства из них реактор был выключен. Главный вопрос был в том, сможет ли самолёт взлететь с лишним весом в виде защитного устройства, необходимого для защиты экипажа от воздействия радиации. В итоге попытки создать ядерный бомбардировщик были оставлены в 1960-х, однако полёты доказали, что это было технически возможно.
[blockquote_fact]Считается, что из более чем 500 «Медведей», построенных с 1950-х, как минимум 55 самолётов до сих пор находятся на вооружении ВВС России, в то время как бо́льшая часть морских версий используется военно-морскими силами России и Индии. [/blockquote_fact]Заменить «Медведя» оказалось также сложно, как американский В-52 – скорее всего, благодаря обновлениям и модификациям эти гиганты времён Холодной войны продержатся в небе по меньшей мере до 2040 года. Андрей Туполев был бы горд.