В течение последних лет, по мере того, как усиливалась конфронтация с Западом, российское руководство отвечало на внешние вызовы двойственно.
С одной стороны, Россия приступила к выполнению давно назревшего плана по модернизации оборонных сил страны, дав ясный сигнал о своей решимости и готовности защищать национальный суверенитет, а также выступила с рядом дипломатических инициатив по разрешению конфликтов.
С другой стороны, Россия наращивала и продолжает наращивать усилия в области международного сотрудничества и развития ради построения прочного и длительного мира.
[blockquote_note]Эти усилия состоят не только в заключении двусторонних экономических соглашений с самыми разными странами — от Аргентины до Египта, и особенно с евразийскими гигантами Китаем и Индии. [/blockquote_note]Они также предусматривают инициативы в рамках работы таких международных организаций, как Евразийский экономический союз, БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества. В настоящее время Россия является председателем в ШОС и БРИКС и возглавит ежегодную встречу обеих организаций, которая пройдёт в июле в Уфе.
В то же самое время президент Путин подчеркнул, что интеграция с восточными российскими соседями, хоть и является долгосрочным приоритетом его страны, совсем не предусматривает замещения отношений с Европой, которая по-прежнему является крупнейшим торговым партнёром России. Напротив, такие организации как Евразийский экономический союз призваны стать [blockquote]мостом между европейскими структурами и Азиатско-Тихоокеанского региона.[/blockquote]
Предложенная Россией программа экономического развития демонстрирует намерение страны проводить политику избегания войны, поскольку война несёт с собой дестабилизацию и кризисы.
Глава Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов постоянно подчёркивал, что Россия считает гигантский наркобизнес в Афганистане угрозой не только для российского населения и экономики (которая пострадала от «героиновых войн»), но и глобальной безопасности и миру. В последние месяцы Иванов неоднократно высказывал озабоченность тем, что деньги от продажи наркотиков идут на финансирование террористических групп, включая ИГИЛ. После официального вывода войск НАТО из Афганистана в конце 2014 года Россия ожидает ещё большего ухудшения ситуации.
В ходе ежегодной встречи организаций, занимающихся борьбой с оборотом наркотиков в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, прошедшей в ноябре 2014 года, Иванов сказал, что одним из первоочередных приоритетов июльского саммита в Уфе стали меры по сокращению производства афганских наркотиков.
Говоря о ситуации в юго-западной Азии и Африки, Иванов отметил: [blockquote]Без устранения крупномасштабного производства наркотиков в Афганистане улаживание конфликтов в этих регионах будет невозможно.[/blockquote]
В декабре 2014 года вебсайт Executive Intelligence Review опубликовал специальный отчёт под названием «Новый шёлковый путь становится мостом мирового значения».
Из этого документа можно сделать вывод, что план развития выходит далеко за рамки того, что обычно называют «политикой борьбы с наркобизнесом». Этот план рисует картину развития Центральной Азии 21 века в целом, включая инфраструктуру и промышленность, а также интеграцию с крупнейшими соседями — Россией, Индией и Китаем. Многие из этих стран включены в план индустриального развития в качестве членов ШОС, в частности Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.
[blockquote_fact]Эта программа станет своего рода прецедентом и предметом исследования для образования последующих программ регионального экономического развития, инициированного ШОС и БРИКС. [/blockquote_fact]Программа подразумевает выработку подходов, альтернативных тем, что предлагают такие международные финансовые институты, как МВФ и Всемирный Банк.