Брюссель мог только наблюдать, как премьер-министр Греции Алексис Ципрас встретился с президентом России Владимиром Путиным в ходе визита в Москву в среду.
Греческая сторона ищет финансовую выгоду от укрепления связей с Москвой, в то время как чиновники ЕС предупреждают о последствиях таких тесных отношений.
Сможет ли Греция использовать окно возможностей за пределами ЕС, избежав изоляции в критический момент своей истории? Своим видением рисков и возможных последствий делится с Евроньюс афинский политолог профессор международных отношений Константинос Филис.
Эфи Коутоскоста — Евроньюс
Что греческая сторона ожидает от визита Ципраса в Москву?
Константинос Филис
Европейцы лукавят, когда требуют, чтобы Греция ограничила свои отношения с Россией, потому что ЕС и самые крупные европейские государства продолжают углублять свои отношения с Москвой в угоду своим собственным национальным интересам.
С другой стороны, они говорят, что Греция не должна укреплять свои связи пока продолжаются переговоры с кредиторами, потому что, во-первых, это воспринимается европейскими партнёрами как неверный сигнал того, Греции ведёт приспособленческую политику, означающую, что если не будут удовлетворены её требования, то можно будет обратиться в другое место.
Во-вторых, Россия не может считаться основной альтернативой для Греции, а только как дополнительной, ведь всегда есть опасность того, что это будет воспринято другими странами, к примеру Китаем, как неверный посыл.
Эфи Коутоскоста — Евроньюс
Президент Европарламента Мартин Шульц предупредил Афины не ставить под угрозу общую позицию ЕС по санкциям в отношении России. Однако премьер-министр Алексис Ципрас не внял этому. Разве это не опасно?
Константинос Филис
Я думаю, что Афины не будут слишком дистанцироваться от позиции официального Брюсселя, иначе это может грозить изоляцией.
Греция попытается сформировать общий блок с такими разделяющими сходную позицию и имеющими те же приоритеты членами ЕС, как Италия, Австрия, Словакия, Кипр и Венгрия.
Но Греция должна быть осторожной, не уподобляясь откровенному признанию ведущей роли Венгрии в отношениях с Россией, и на этой основе важно поддерживать единство европейской позиции.
Эфи Коутоскоста — Евроньюс
Министр иностранных дел Греции подписал вчера общую декларацию в Венгрии о продолжении газопровода Турецкий поток. Является ли это разумным занимать другую позицию, в то время, когда ЕС прилагает все усилия для скорейшей реализации концепции энергетического союза, чтобы стать менее зависимыми от российского газа?
Константинос Филис
Для участия Греции в проекте Турецкой поток необходимо выполнить ряд некоторых конкретных условий.
Во-первых, такие пострадавшие от отмены Южного потока страны, как Австрия и Италия, должны дать добро на строительство Турецкого потока.
Во-вторых, когда газ придёт на греко-турецкую границу, необходимо привлекать другие компании для его распределения по всей Европе, в то время как Россия выступает против участия других сторон во избежание юридических осложнений.
Следующим шагом является обеспечение единой европейской позиции или, по крайней мере, минимально приемлемого консенсуса с Брюсселем в поддержку проекта. Если не будет поддержки ЕС, как это случилось с Южным потоком, всегда есть риск, что проект может быть сорван.