В мире существуют лишь два государства, которые обладают таким огромным влиянием и ядерным потенциалом, что способны уничтожить планету – США и Россия. Поэтому пару недель назад официальный отчет Госдепартамента, где говорится, что отношения между странами фактически сходят на нет, стал шокирующим известием.
Поводом для того поворота событий послужил тот факт, что Вашингтон собрал членов делегации, возглавляемой американскими гражданами для недельного визита в Москву с целью провести совещание с нашими российскими коллегами, а также сделать то, чего не удалось сделать американскому правительству – поговорить друг с другом.
Встреча была проведена в рамках Дартмутской конференции, которая состоялась в 1960 году в Дартмутском университете в Нью-Хэмпшире как общественная инициатива для укрепления отношений между двумя мировыми сверхдержавами.
Эта конференция проводилась почти каждый год, даже несмотря на кубинский ядерный кризис, бойкот московской Олимпиады, вторжение советских войск в Афганистан и холодную войну, но именно в этом году состоялась полноценная встреча после 1990 года.
В составе делегации вошло двадцать три гражданина США, среди которых был представитель бывшего президента США Билла Клинтона в России, бывшие высокопоставленные лица государственных и оборонных ведомств, главы промышленных, медицинских и религиозных учреждений и журналисты. Мне выпала честь быть приглашенным на это мероприятие от Университета Аляски и по поручению губернатора Аляски, имея за плечами опыт работы на Дальнем Востоке в России.
Фонд Кеттеринга, который находится в штате Огайо и всячески содействует развитию демократии на международном уровне, дает добро на участие американской стороны.
Российскую сторону возглавляют двадцать участников – представителей самых различных профессий: бывшие высшие должностные лица и чиновники, режиссер, получивший премию Оскар и высокопоставленный священник Русской Православной Церкви.
В Москве мы сели в автобус и уже через четыре часа были в Суздале, одном из самых живописных городков в России, увенчанном десятками куполов церквей и монастырей. Несмотря на идиллическую обстановку, над конференцией, словно грозовая туча над полем, нависла угроза бурной реакции по поводу конфликта, связанного с вторжением России в Украину и введением Западом ответных санкций.
Москва утверждает, что Украина была в составе России еще со времен Екатерины II, а восемь миллионов украинцев погибло в боях с фашистами наряду с солдатами Советской Армии в ходе событий, которые Россия называет Великой Отечественной войной. Запад акцентирует свое внимание на украинском президенте, свергнутом еще в прошлом году и поддерживаемого Москвой, и продолжает заманивать Украину в Евросоюз, и даже обещает ей стать членом НАТО – в качестве подарка за более тесные связи с Европой и США.
Для среднестатистического жителя России, который вот уже почти тысячу лет подвергается угрозе иностранного вторжения, перспектива присутствия западных войск на Украине сейчас угрожает не больше, что размещение войск Северной Кореи вдоль американо-мексиканской границы.
Вместо того, чтобы пытаться разрешить этот конфликт, мы сосредоточились на тех областях, где у США и России есть общие цели: контроль над вооружением и разоружением, борьба с растущим терроризмом на Ближнем Востоке и попытки сделать важные шаги в сторону увеличения взаимодействия между рядовыми гражданами этих стран. Обе стороны выразили разочарование в связи с приостановлением Российско-американской двусторонней Президентской комиссии, учрежденной в 2009 году с целью «перезагрузить» отношения. В состав комиссия входило более 20 рабочих групп в различных областях сотрудничества, от кибербезопасности до обменов по спортивным программам, но Америка приостановила на неопределенный срок какую-либо деятельность в этом направлении из-за ситуации с Украиной.
Я считаю, что сейчас настала удачное время для развития «народных отношений» между Аляской и ее российскими соседями на Дальнем Востоке, и именно эти отношения на протяжении двух десятилетий способствовали формированию деловому, культурному и научному обмену, а также созданию десятков браков между жителями стран, разделяемых Беринговым проливом. Аляска растопила «ледяной занавес» в середине 1980-х годов, во время разгара Холодной войны. Я убежден, что развитие российско-американского диалога возможно и сегодня, даже с принимая во внимание напряженные отношения и недоверие между Вашингтоном и Москвой.
Дело в том, что и американцы, и русские сошлись во мнении, что Арктика обладает огромным потенциалом для сотрудничества. Более 40 процентов территории Арктики принадлежит России, а 40 процентов населения Арктики – это русские. Россия является лидером в мире в сфере исследований и транспортной инфраструктуры в Арктике.
И тот факт, что США председательствует в международном Арктическом совете, представляет прекрасную возможность возобновить сотрудничество с Россией. Такое сотрудничество поможет нам лучше понять, как изменение климата влияет на Арктику и позволит открыть регион для новых возможностей в сфере исследований и транспортной инфраструктуры. Артур Чилингаров, русский исследователь Арктики, очень удачно высказался по этому вопросу на конференции в Норвегии в начале этого года: «В Арктике нет проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога».
Дэвид Рамсер, профессор Университета Аляски в г. Анкоридже, занимается социально-экономическими исследованиями на кафедре государственной политики и собирает материал для книги об отношениях между Россией и Аляской.