Кто боится «большого и страшного» Кадырова?

Заявления Кадырова о его рабской преданности президенту выглядят все более вялыми и банальными. Стоял ли он на самом деле за убийством Бориса Немцова, или просто после совершения преступления решил предоставить убежище главному подозреваемому, он явно не желает сотрудничать с расследованием, которое ведет Москва.

Ramzan_kadyrov-1728x800_c

Недавно он даже заявил своим «кадыровцам», представителям чеченских спецслужб (хотя они носят удостоверения сотрудников Министерства внутренних дел, ни у кого не возникает сомнений относительно того, кому именно они подчиняются), что если федеральные службы пытаются действовать на территории Чечни без его личного согласия, по ним следует открывать огонь на поражение.

«Напомните мне, кто выиграл войну за независимость Чечни?», спрашивает Галеотти и продолжает: «Так почему же Москва продолжает украшать его грудь медалями и, что возможно еще более важно, продолжает субсидировать его коррумпированный и авторитарный полу-исламистский режим? Попробуйте пройти по Москве с украинским флагом в руках и полиция немедленно с вами разберется. Спрячьте подозреваемого в политическом убийстве – и вам дадут солидный чек и государственную награду».

Несмотря на некоторые предположения, Кадыров не обладает реальной поддержкой в Москве. Силовые ведомства крайне возмущены тем, что он, в сущности, игнорирует полномочия их местных подразделений. Финансовые органы, в свою очередь, выражают недовольство огромными потоками субсидий, уходящими в Чечню в условиях кризиса. В целом властная элита смотрит на него со сдержанным презрением: он может быть полезен, и он явно опасен, но этот отмороженный полевой командир определенно не принадлежит к их кругу. Даже несмотря на появление в его окружении, согласно сообщениям СМИ, бывшего «главного российского драматурга» Вячеслава Суркова, это свидетельствует лишь о том, что последний по-прежнему находится в опале у Кремля. Если предположить, что ему представится возможность вернуться в свое кресло в Москве, маловероятно, что Сурков откажется от такого предложения ради своего союза с Рамзаном Кадыровым.

Существует опасность, что отрешение его от власти может привести к новой вспышке насилия и хаоса в Чечне, особенно учитывая наличие 20 с лишним тысяч верных «кадыровцев». Безусловно, Кадыров укомплектовал администрацию Чечни и службы безопасности своими подельниками, однако не стоит считать, что их горячие уверения в преданности стоят больше чем слезливые и пьяные ночные клятвы в вечной дружбе на российском банкете. Убрать Кадырова, конечно, возможно. Если он будет арестован в Москве одновременно с немедленным введением временного режима правления в Грозном, и при этом, с одной стороны, чеченским элитам будет гарантирована безопасность, а с другой – проведена концентрация войсковых соединений вокруг границы, дело может оказаться значительно менее опасным, чем кажется. В конце концов, чеченская власть — это коррумпированные и циничные оппортунисты, а среди «кадыровцев» многие – бывшие боевики. Другими словами, они однажды уже перешли на сторону противника и извлекли из этого немалую выгоду для себя.

Тем не менее, некоторый риск возникновения нестабильности в Чечне все же существует. Что  ни говори, сегодня это самая мирная из северокавказских республик, пусть даже этот мир держится на терроре и усталости. И все же, пока Кадырову удается избегать ответственности за, почти в буквальном смысле, убийство, он представляет собой постоянную угрозу властной вертикали, и Кремль не может с этим мириться. «Неужели ликвидация растущей угрозы не стоит некоторого риска?», пишет Галеотти.

Тот факт, что до сих пор ничего не сделано, говорит о нерешительности Путина. Это, возможно, звучит неправдоподобно, учитывая его волю и решимость в отношении войны на Украине, а также его «фирменные» выходки в стиле мачо с голым торсом. Впрочем, присоединение Крыма и дальнейшее вмешательство в украинский конфликт, также как и война с Грузией в 2008-м, были предположительно быстрыми и простыми операциями, запугиванием слабого и раздробленного противника, которое должно было служить подтверждением регионального превосходства России.

Путинские шоу всегда хорошо подготовлены и тщательно отрежиссированы. Они дают богатый материал для пиаровских роликов при неукоснительном соблюдении требований безопасности. Путин не служил в армии, а в КГБ он не был каким-то Джеймсом Бондом в меховой шапке, проникающим то и дело через границы и вступающим в схватку с врагами отчизны лицом к лицу, а занимал тихую должность куратора в Восточной Германии. Да, он является поклонником боевых искусств, однако дзюдо – это не бои без правил.

«Этим можно частично объяснить очевидное восхищение, которое Рамзан вызывает у Вовы. Несмотря на всю свою болтовню и тщательно культивируемый образ в Инстаграме, Кадыров – реальный боец», полагает Галеотти. Он участвовал в сражениях и командовал боевыми подразделениями. Он занимается боксом и, согласно неподтвержденным, но скорее всего правдивым сообщениям, лично прибегал к физическому насилию, избивая и пытая подозреваемых и врагов.

«Я не могу удержаться от удивления – даже когда бравада Кадырова заходит слишком далеко, как в случае с его появлением в Кремле в спортивном костюме, Путин стремится найти оправдания этому неприкрытому хамству», пишет автор.

Помимо прочего, Путин очень осторожен в своих отношениях с элитой. Случаи, когда он так или иначе атаковал кого-то из крупных фигур, крайне редки. Более того, это происходит только тогда, когда у него нет другого выбора, и нередко ограничивается не более чем временным недовольством. Можно, разумеется, вспомнить о деле Ходорковского, но это был, безусловно, тот самый крайний случай. Гораздо более характерен пример Анатолия Сердюкова, министра обороны, вынужденного уйти в отставку в связи с обвинениями в коррупции (хотя, вероятно, это скорее объясняется конфликтом  с его тестем Виктором Зубковым), а затем тихо прощенного и получившего непыльную должность в корпорации «Ростех». Другой пример — бизнесмен Владимир Евтушенков, арестованный по обвинению в отмывании денег, однако затем освобожденный и реабилитированный сразу после того, как перестал быть главой нефтяной компании «Башнефть».

Похоже, что на сегодняшний день Кадыров обладает абсолютной безнаказанностью. Его последние действия говорят о том, что он чувствует себя еще более уверенно и ведет себя все более нагло и вызывающе. В конечном итоге Кремль просто будет вынужден действовать, однако, чем дольше длится ожидание, тем труднее будет осуществить смену режима в Чечне и тем более слабым будет выглядеть Кремль в глазах местных элит.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Кто боится «большого и страшного» Кадырова?

  1. Господа хорошие. У вас сша превращается в Ирак и Афганистан. Два миллиона заключенных только сидят, а всего 7 млн. Во что превратились Ливан, Ливия, Сирия, Газа. ? А Рамзан за 10 лет восстановил мир и процветание в разрушенной с вашей помощью Чечне. Самая большая мечеть в Европе. А если его нукеры получат приказ то НАТО
    со всей своей армией дружно , как доблестные грузыны, наделает в штаны и будет бежать до Лиссабона.

  2. Автор статьи его точно побаивается. Приходит Рамзан к нему ночью в страшных снах с большим кинжалом. Решил Путина на слабо взять, чтоб тот Кадырова извёл, за «хамство неприкрытое». И то верно, прикрывать хамство надо!

Добавить комментарий