Удивительные фотографии русских крестьян 19 века

Источник перевод для mixednews – molten

Русские крестьяне являлись совершенно отдельным от землевладельцев и знати классом, многие из которых считали своих подчинённых недочеловеками. Большинство крестьян были фактически крепостными — людьми, законно принадлежащими своим хозяевам вплоть до реформы 1861 года.

Будучи первой крупной либеральной реформой в России, она освободила крепостных, позволив им вступать в брак без необходимости разрешения своих хозяев, позволила владеть имуществом и собственностью. В то время она коснулась 23 миллионов человек.

Тем не менее, жизнь крестьян продолжала оставаться тяжёлой. Они зарабатывали на жизнь, работая в поле, или на неквалифицированных работах. Русская революция 1905 года сравнительно далеко отстояла от времени, когда были сделаны эти фотографии (1860-1870-е годы), однако семена бунта, несомненно уже были посеяны тяжёлыми условиями жизни, при которых эти люди вынуждены были существовать.

Изображённый выше персонаж выглядит как мясник,  и несколько пугает, напоминая образ Феджина из диккенсовского «Оливера Твиста». В действительности же этот человек был мордвином, членом одной из двух субэтнических групп на территории Среднего Поволжья России, в Республике Мордовия. Каррик со своим партнёром ездили в экспедиции вглубь России — в симбирскую провинцию (нынешняя Ульяновская область; прим. mixednews), где сделали много фотографий мордовских и русских крестьян.

Трубочисты в то время частых пожаров от домашних очагов были необходимы. В больших домах было больше десятка комнат, внутри которых горел открытый огонь. Чистка труб была грязной работой, и как это часто бывало и в других странах, трубочисты нанимали мальчишек, которые умели ловко карабкаться, и зачастую поручали им опасные для жизни работы. Работа трубочистов в то время представляла такой профессиональный риск, какой сегодня мало кто может вообразить.

Автор этих фотографий Уильям Каррик был жителем России шотландского происхождения, и являлся пионером этнофотографии в России. В. Р. С. Ралстон тогда писал, что «каждый раз, когда какой-нибудь живописный русский проходил мимо их окон, они [Каррик и его партнёр Джон МакГрегор] немедленно выскакивали на улицу, и делали его портрет, чтобы добавить в свою галерею». Таким образом создавалась уникальная подборка портретов русских мужчин и женщин конца 1800-ых годов.

Эта фотография показывает, как крестьяне дурачатся на ярмарке в русском городе Каменка. Ярмарки, это то, что люди делали во всех странах и на протяжении многих поколений, ведь Россия никогда не была островом ни в географическом, ни в культурном смысле!

Нося на себе такую замечательную одёжку со всеми своими инструментами, этот начинающий предприниматель представлял из себя ходячую рекламу своего бизнеса. Инструменты, конечно, были необходимы во всех сферах жизни, и все они были сделаны вручную, а не на фабричных конвейерах. Тем не менее, в конце 1800-ых в России начиналась промышленная революция, многие вещи начинали меняться, и промышленность всё более сосредотачивалась в крупных городах.

Здесь мы видим сидящего на табуретке крестьянина около грубо сколоченного стола, возможно в своей хибаре, где он мог просто сидеть, кушать и спать. Возможно его одежда могла бы рассказать из какого он региона, и к какой социальной группе принадлежал, но к сожалению записи не дают большей информации.

Эти деревянные хижины являлись домом для изображённых на фотографии женщин, а также для их детей и мужей. Они скромно улыбаются, однако домашнее насилие несомненно являлось частью крестьянской жизни в России (как впрочем и везде), когда частенько доставалось и детям.

Эти мать с дочерью стоят рядом с добротным домом, который могли позволить себе не все. Обратите внимание на головные уборы и декоративные одежды женщин на фотографии, это кружева, а не грубый домотканый материал.

Здесь представлено изображение русской красавицы в своём наряде с пышными рукавами и фартуком, который был принят в то время.

Здесь собрались вместе деревенские ребятишки, совсем так, как это происходило бы в любом другом месте в мире. Источник заявляет, что они играли возле деревенской бочки с водой, но скорее их всех вместе собрал фотограф.

Некоторые вещи не меняются никогда! Женщина стирает руками в деревянном тазу.

Эта женщина сфотографирована, когда разливала молоко во время перевозки на рынок чая или какао на своих санях.

На следующей фотографии изображён парень, несущий на рынок картофель для продажи, его корзины забиты до отказа. Картофель стал одним из краеугольных камней питания в диете русских, в частности после неурожаев 1838-1839 годов, и сейчас многие известные блюда русской кухни основываются на этой распространённой культуре.

Здесь мы видим двух мужиков, которые оживлённо о чём-то беседуют, а может даже спорят. На ногах у них обмотки для защиты от холода.

Здесь девушка или совсем молодой человек несёт какие-то товары. Тогда на каждом шагу не было магазинов, у крестьян просто не было на них денег, и свой товар приходилось таскать не себе.

Вот интересная фотография. Хотя он возможно и не был бродягой, но очень похож на бездомного, которые и сегодня одеваются в старую одежду с чужого плеча.

Улыбающийся торговец с прилавком одежды или белья благодаря своей жизнерадостности  наверняка имел много клиентов!

В 19 веке в России не было калькуляторов. Подсчёты проводились с помощью счётов, что для резчиков по дереву предоставляло дополнительную возможность для занятий своим ремеслом.

Заточка ножей в России была весьма нужным делом. У низших слоёв в России не было денег, чтобы купить новый нож, когда затупится старый, и даже богачи отправляли свои ножи для повторной заточки. Обратите внимание на строгое выражение лица этого человека. Может быть, это потому, что он работал на помещика за гроши. Освободительная реформа 1861 года привела к появлению крестьянства, которое, хотя уже не было под гнётом крепостного права, однако всё ещё не было полностью свободным, поскольку облагалось непомерными налогами. Как пишет Spartacus.com: 

Пахотные земли, которые должны были арендовать освободившиеся крестьяне, были оценены в два раза выше их стоимости (342 миллиона рублей вместо 180 миллионов); и вчерашние крепостные обнаружили, что став свободными, они безнадёжно погрязли в долгах.

Лошадь с повозкой перед магазином являлась ещё одной особенностью повседневной жизни 19 века в России. Это был вид транспорта, предназначенный для богачей, которые ездили на них по своим делам, в то время как народ попроще ходил пешком или ездил на телегах.

Это изображение человека с лопатой с ещё одной знаменитой фотографии Керрика. Посмотрите на его растрёпанные патлы и сучья у него за спиной. Очевидно работая, чтобы заработать на жизнь на открытом воздухе, он был сфотографирован на своём обычном рабочем месте — расчищал заросли, копал, и наверное зарабатывал очень мало в денежном выражении.

Это знаковое фото из керриковской серии «Русских типажей» — мальчик, несущий на своей спине корзинки на продажу. В те времена большинство товаров продавалось на рынках, или на уличных углах. Судя по фотографии, этот мальчик бредёт домой после долгого рабочего дня, который без сомнения был гораздо длиннее, чем дневное рабочее время в сегодняшнем мире.

Мы увидели богатство образов крестьян конца 1800-х годов, но до 1861 года в действительности было очень мало по-настоящему свободных крестьян. Более того, после так называемого освобождения их повседневная жизнь не намного изменилась. Им по прежнему нужно было место для работы, и земля, чтобы жить, поэтому новообретённая свобода была скорее формальностью, нежели чем-то действительно осязаемым.

Прим. Переводчика: Справедливости ради надо отметить, что некоторые откровенно умозрительные выводы автора, вроде «домашнего насилия» или «вынужденности затачивать старые ножи вместо покупки новых» были отмечены как откровенная глупость автора (Мишель Колетт) и в комментариях западных читателей. Но я не стал эту ерунду выкидывать из перевода — в целом её текст весьма дружелюбен, и в нём нет распространённых для Запада дурацких стереотипов о России. Ну или почти нет.
1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (1 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



  1. Томас Торквемада:

    Россия, которую мы потеряли.

  2. Абубакар Моисеевич Виндзоров:

    Странная статья. Подтекстом акцентируется, что так было только в России. Но такие базовые вещи как гужевой транспорт, сельское хозяйство как одно из основных секторов экономики и соответсвующие слои населения были по всему миру.

    В 19 веке в России не было калькуляторов

    Автор жжет, и верно — куда нам, лапотным.
    Сейчас вдруг выяснится, что вся ивропа в 19-м веке давно перешла на сотовую связь, калькуляторы и даже наверно местами на компьютеры, и только немытая рашка продолжала использовать счеты, потому что неграмотные крестьяне и горожане переломали все иврапейские компьютеры.

  3. Ol:

    и про картошку в лукошке улыбнуло)..
    а вот что за диковинный лубяной шалашик? — здоровский!

  4. Ol:

    м. б. это свадебный шалаш?
    «Сооружение специального свадебного шалаша было частью традиционного обряда свадьбы.»

  5. Юлия:

    Комментарии под фотками нелепые. Особенно этот «Некоторые вещи не меняются никогда! Женщина стирает руками в деревянном тазу.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *