Расположение арктического архипелага Шпицберген не слишком удобное – на полпути между материком и Северным полюсом. Его население в 2,5 тысячи с лишним человек сосредоточено в городах, добраться до которых можно только на самолёте, корабле или снегоходе. Но когда в прошлом месяце российский вице-премьер Дмитрий Рогозин вызывающе нарушил запрет ЕС и побывал на Шпицбергене, место своего путешествия он выбирал не случайно. Дело в том, что Шпицберген находится в центре новой гонки мировых держав за влияние и нефть.
«Россия стремится усилить своё присутствие на Шпицбергене», – полагает доцент Норвежского университетского колледжа обороны Катажина Зиск. Официально в Баренцбурге, преимущественно русском городе, проживают около 500 россиян; здесь также находится российская угольная шахта, правда, весьма убыточная.
[blockquote_fact]Оригинальным решением Москвы стал туризм. Месяцем ранее организация «Трест Арктикуголь», которая управляет шахтой, зарегистрировалась как туристическая компания. [/blockquote_fact]В прошлом году Россия открыла туристический лагерь в Лонгйире, административном центре Шпицбергена. «У России много арктических городов, которые можно развивать в плане туризма, так что особый акцент на Шпицбергене – это политический вопрос», – отмечает бывший советский военный эксперт Павел Баев, в данный момент являющийся научным сотрудником Института по изучению проблем мира в Осло. В прошлом году Шпицберген посетили около 100 российских туристов.
Надо отметить, на этой необычной арене международной политики у России появился новый конкурент. Это Китай, который впервые открыл арктическую исследовательскую станцию на Шпицбергене 11 лет назад. Теперь, как сообщают норвежские СМИ, некий китайский покупатель заинтересовался приобретением крупного участка земли, которым в настоящее время владеет местная семья. [blockquote_note]Напомним, более 99 процентов Шпицбергена принадлежит норвежским государственным компаниям или тем организациям, где Норвегия владеет контрольным пакетом акций.[/blockquote_note]
Прощупывая почву
[blockquote]Никто не может сказать наверняка, что именно происходит[/blockquote]– сообщает старший научный сотрудник Института имени Фритьофа Нансена Арильд Му, который специализируется на арктических вопросах. – [blockquote]Этот покупатель – частный инвестор или китайское правительство? А может, это просто уловка владельца, стремящегося набить цену?.[/blockquote]
Как бы то ни было, внимание Китая к Шпицбергену не слишком устраивает Москву. [blockquote]Позиция России заключается в том, что Арктика принадлежит приарктическим странам, в то время как Китай считает Арктику открытой для всех[/blockquote]– отмечает Баев.
Надо сказать, острый интерес Китая вполне объясним. Уникальный правовой статус этого потрясающе красивого архипелага превратил его в подходящую арену для ожесточённых споров мировых держав. В 1920 году Норвегия, Швеция, Дания, Британия, Япония, Нидерланды, Италия, Франция и США заключили соглашение, предоставившее Норвегии суверенитет над островами, но гарантировавшее каждой стране, которая подписала этот договор, беспрепятственный доступ к ним. Сложилась пёстрая смесь – в настоящее время соглашение подписано 42 странами, в том числе Россией и Монако. В течение последних девяти лет норвежцы, русские, небольшое количество шведов и граждан других стран мирно сосуществовали здесь.
Норвежцы, в основном, работают в государственной горнодобывающей компании, а также в сферах исследований и туризма. России, как уже говорилось, принадлежит угольная шахта. Исследовательские станции на Шпицбергене есть также у Германии, Британии, Польши, Японии и Италии.
[blockquote_fact]Дипломаты эпохи Первой мировой, подписавшие Шпицбергенский трактат, не могли знать о том, что изменение климата вызовет таяние арктических льдов, тем самым делая Ледовитый океан более привлекательным для плавания и поиска нефти. [/blockquote_fact]По оценкам правительства США, в Арктике находятся 20 процентов мировых неразведанных ресурсов нефти и газа, так что вопрос о принадлежности континентального шельфа, не проработанный в договоре, приобретает особую важность.
«Вокруг Шпицбергена есть много областей, круглый год свободных ото льда, и изменение климата только увеличит их площадь», – отмечает Му. По мнению Норвегии, континентальный шельф Шпицбергена принадлежит ей, в то время как Россия утверждает, что Шпицберген как уникальное юридическое лицо обладает собственным континентальным шельфом. «Швеция предпочитает поддерживать мнение Норвегии. Только представьте себе, что произойдёт, если каждая из подписавшихся сторон начнёт бурить нефть на Шпицбергене. Воцарится хаос», – комментирует отставной шведский дипломат Бу Теутенберг, бывший высокопоставленный чиновник шведского МИД.
[blockquote_note]Хотя присутствие Китая на Шпицбергене раздражает Россию, главным противником Москвы сейчас выступает сама Норвегия. [/blockquote_note]Дело в том, что Шпицбергенский трактат запрещает постоянное военное присутствие на архипелаге, но как утверждает Россия, Норвегия, член НАТО, тайно разместила на островах оборудование, которое может быть использовано в военных целях.
В связи с этим Россия выставила целый ряд претензий: спутники, принадлежащие государственной телекоммуникационной компании Норвегии Telenor, могут применяться для передачи военных сигналов; радиолокационная станция для наблюдения за атмосферой Eisat и опытный полигон для ракет-зондов SvalRak могут быть использованы для отслеживания баллистических ракет Северного флота России; линия связи между Лонгйиром и городом Ню-Олесунн совместима с системами НАТО.
Правда, пресс-секретарь министерства иностранных дел Норвегии называет претензии необоснованными, а эксперт по Арктике Никлас Гранем заявляет, что не видит никаких доказательств, подтверждающих их.