«Новый дорогой истребитель не может достаточно быстро маневрировать или набирать высоту, чтобы поразить вражеский самолет в воздушном бою или увернуться от его атаки», ещё в январе сообщил лётчик-испытатель на следующий день после учебного воздушного боя.
«F-35 явно не хватает мощности», пишет пилот, чьё имя не разглашается, в своём уничижающем 5-страничном отчёте, который рассекречен, но остаётся с пометкой «только для служебного пользования».
Доклад лётчика-испытателя является последним доказательством фундаментальных инженерно-технических проблем F-35, самого дорого в истории военного проекта общей стоимостью более триллиона долларов.
Это означает, что в течение нескольких десятилетий, американская и союзная военная авиация не сможет соперничать за господство в воздухе, поскольку их истребители уязвимы. Соединённым Штатам это будет стоить потери контроля воздушного пространства.
Американские ВВС и ВМС, не говоря уже о военно-воздушных силах и ВМФ более десятка союзников США, рассчитывают, что разработанный компанией Локхид Мартин новый военный самолёт, заменит большинство их нынешних истребителей.
Решающие тесты провели 14 января 2015 года над морским испытательным полигоном в Тихом океане недалеко от авиабазы «Эдвардс», расположенной в штате Калифорния. Одноместный F-35 с обозначением «АF-02» выполнил полёт вместе с двухместным F-16D Block 40, одним из тех типов самолетов, которые F-35 , как предполагалось, должен заменить.
Два самолёта играли роли противостоящих друг другу истребителей в имитированном воздушном бою, который ВВС США организовали специально для тестирования F-35 в условиях ближнего боя с применением высоких «углов атаки» и систем обнаружения.
Иными словами, пилот F-35 должен был сделать всё возможное, чтобы «сбить» F-16, лётчик которого наоборот должен был уклоняться и «уничтожить» F-35.
«Оценивалась общая эффективность самолета при выполнении различных манёвров в динамичной среде», пишет испытатель F-35, «включая основные манёвры истребителя при наступательных, оборонительных и нейтральных действиях на высоте от трёх тысяч до девяти тысяч метров».
Подпись к изображению: Истребители F-35 (сверху) и F-16.
F-35 выполнял полёт «пустым», без увесистого вооружения, бомб и ракет. Старенький F-16, напротив, нёс два дополнительных громоздких подвесных топливных бака, понижающих его аэродинамические характеристики.
Но в итоге преимущества F-35 не помогли. Истребитель оказался слишком вялым, чтобы нейтрализовать F-16. «Даже в соперничестве с F-16, конфигурация которого была ограничена, у F-35 наблюдался явный недостаток мощности при каждой атаке», доложил пилот. «Недостаточная скорость разворота. С каждой атакой мощность будет уменьшаться. Качественные показатели полёта в смешанной области были не понятными или не подходящими».
Пилот F-35 пытался взять на прицел своей 25-миллиметровой пушки F-16, но тот легко увернулся. «Трудно застать самолёт противника врасплох. Он легко маневрирует, не давая взять себя на прицел», выражал своё недовольство пилот F-35.
Лётчик добавил, что не мог свободно оглядываться по сторонам. Шлем оказался слишком большим для пространства внутри кабины, не давал возможности адекватного обзора вокруг самолета, что позволило F-16 подобраться к нему.
Подводя итоги, F-35 — единственный новый истребитель, разрабатываемый Соединёнными Штатами и их союзниками — уступает в воздушном бою с F-16, который впервые поступил на вооружение ВВС США в конце 1970-х годов.
Лётчик-испытатель пояснил, что он также летал 1980-х на истребителе-бомбардировщике F-15E, и считает, что F-35 «существенно уступает» старшему поколению самолётов в плане управления и манёвренности в ближнем бою.