Восток России подвержен рискам

Акцент современного анализа российской внешней политики по понятным причинам ставится на Украину и Кавказ, но настоящая драма разворачивается на Востоке. Лишившись своей Европейской части в двадцатом веке, Россия может обнаружить, что её самая большая угроза двадцать первого века заключается в потере своей азиатской части. Растянувшийся на тысячи километров к востоку от Сибири, Дальний Восток был постепенно заселён русскими и присоединён к России. В 1867 году Россия продала Аляску Соединённым Штатам, потому что не была способна ни управлять ею, ни защищать. Сегодняшняя Россия должна предпринимать определённые действия, чтобы предотвратить подобный сценарий и на восточном фланге.

Подпись к изображению: люди выпускают воздушные шары на праздновании 155 годовщины г. Владивостока, 4 июля 2015 года.
babones_russiaseasternexposure_anniversary

До своего падения в 1644 году китайская династия Мин устанавливала сюзеренитет над всеми территориями, где сейчас располагается российский Дальний Восток и большая часть Центральной Азии. Ввиду отсутствия в политической системе Китая современной концепции суверенитета, он не создавал колонии-поселения для укрепления своих прав на эти территории. И поэтому, когда Россия начала расширяться из Сибири на Восток в 1600-х годах, не встретила китайских оборонительных гарнизонов.

К 1689 году российское присутствие в регионе было достаточным для заключения Нерчинского договора, определившего формальные границы между Россией и Китаем. В то время Россия была более сильной державой, чем Китай. В 1858 году, представители царя Александра II и императора Цин Сяньфэна подписали Айгунский договор. В разгар тайпинского восстания Китай был вынужден подписать этот договор, официально закрепивший суверенитет России над землями современного Дальнего Востока. В результате последующего пекинского договора от 1860 года, Китай уступил территорию, где затем образовался российский город-порт Владивосток.

Наряду с другими договорами, согласно одному из которых  Гонконг был передан Великобритании, а также стали открыты многие порты для западных стран, два Российско-Китайских договора отражают падение китайского императорского двора и подъем европейских колониальных держав. Хотя возвращение Гонконга в 1997 году закрыло книгу западноевропейской колонизации в Китае, проблема российской колонизации пока ещё остаётся открытой. Требования КНР о возвращении азиатских территорий могут протекать в скрытой форме, но они не прекратятся.

Сегодня население всего Дальнего Востока составляет менее семи миллионов человек. Два миллиона из них проживают в приморском крае и во Владивостоке, который находится на побережье Японского моря. Регион с населением меньше пяти миллионов человек занимает огромную территорию между Сибирью и Тихим океаном. В обычном понимании людей Сибирь – это ледяная пустыня. На самом же деле, 19-миллионое население Сибири делает её столичной по сравнению с Дальним Востоком. Как и в Сибири, население Дальнего Востока уменьшается — только быстрее.

Депопуляция — одна из самых главных проблем России на Дальнем Востоке. Население Китая сокращается примерно такими же темпами, как и в России, но в КНР проживают более 1,3 миллиарда человек. На Дальнем Востоке бьют тревогу, что наблюдается большой наплыв нелегальных иммигрантов из Китая, но сегодняшний скромный приток может быть лишь малой долей тех, которые возможны в будущем. Никто не знает, сколько китайцев сейчас проживает в России, и тем более не известно, сколько их может вскоре пройти через бреши в границе.

Со временем Дальний Восток всё больше стал зависеть от китайских инвестиций. Яркий пример – многомиллиардный газовый контракт между «Газпромом» и китайской Национальной нефтегазовой Корпорацией. Таким образом, регион может оказаться в положении Монголии, втянутой в сферу деятельности Китая. Интересы КНР в оказании влияния на Россию будут только расти, даже если он продолжит демонстрировать их отсутствие. Китай трещит по швам от количества населения и капитала, в то время как российский Дальний Восток остается незаселённым и бедным. Население и деньги потекут из Китая на Дальний Восток.

Сегодня китайская рабочая сила и капитал приветствуются и даже считаются находкой. Завтра может быть совсем другая история. Как только у Китая появятся большие интересы в России, китайское правительство столкнется с мощным лоббированием продвижения и укрепления своих интересов. Сегодняшний рост китайского патриотизма требует исправить несправедливость прошлых лет. Китай может пересмотреть свои старые договоры с Россией. Об этом свидетельствуют разногласия в Южно-Китайском море, где Пекин недавно заново открыл для себя значение туманных претензий на сюзеренитет времён эры династии Мин .  Как только Китай станет обладать значительной долей ресурсов Дальнего Востока, и как только Пекин будет уверен в превосходстве своих сил над Москвой, он может сделать то же самое с Россией.

Прежде всего Приморье

Подпись к изображению: Владимир Путин наблюдает за военными учениями на Сергеевском полигоне в Приморье, 23 июня 2014 года.

babones_russiaseasternexposure_putin

На Западе могут задаться вопросом, зачем Китаю эти мёрзлые земли. Но, в действительности, в регионе хороший климат и  он богат доступными ресурсами. В частности, Приморский край (более известный как Приморье), во главе которого стоит город Владивосток, потенциально благоприятное и желанное место для проживания. Неподалёку располагаются японские острова Хоккайдо и Хонсю. Хотя Приморье недостаточно развитый район Северо-Восточной Азии, средняя температура и уровень осадков в Южной половине региона сопоставимы с Московскими. Приморье не то чтобы тропический рай, но и не арктическая тундра.

Географическое расположение Приморья с его административным центром Владивостоком сделало его идеальным ценным звеном в азиатских сырьевых цепочках. Владивосток — один из главных культурных и образовательных центров, а также крупный портовый город. Токио, Сеул, Пекин, Шанхай примерно в 2-3 часах полёта на самолете. Владивосток и Азиатские регионы связаны прямыми автомобильными дорогами, а также железнодорожными и трубопроводными путями. Китай поднимал  вопрос о возможности включения Владивостока в высокоскоростные пассажирские железнодорожные системы. Регион нуждается в высокоразвитой инфраструктуре.

Самым большим барьером для развития Приморья, вероятно, стал ограничивающий российский визовый режим. Россия дала Приморскому краю статус особой экономической зоны с пониженными налоговыми ставками и упростила административные процедуры, но большинство иностранцев обременены визовыми ограничениями при посещении России. Повышение производительности зависит от свободы передвижения. Для развития бизнеса на Дальнем Востоке было бы полезно сделать Приморье особой безвизовой зоной, также как и особой экономической зоной.

Такие шаги, конечно, могут ускорить рост влияния Китая. Но альтернативные институциональные реформы на Дальнем Востоке могут быть причиной полной депопуляции. До 1991 года Владивосток был закрытой секретной базой военно-морского флота. Путь к открытости может быть долгим. Безусловно, Россия не готова принять азиатский Сан-Франциско, но потребность России в переносе центра тяжести на восток уже давно была очевидна. Цари это понимали. Советская власть это понимала. Кремль также должен это понимать. Сегодня Россия должна признать ценность Дальнего Востока и увидеть, что он не может  начать развиваться одними только правительственными указами. Если сделать Дальний Восток более открытым, можно сохранить территории и спасти страну.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий