Почему Су-57 такой маневренный

Россия традиционно делает ставку на исключительную маневренность боевых самолётов, даже если это идёт в ущерб характеристикам малозаметности. Су-57 стал первым российским истребителем пятого поколения, однако в отличие от западных аналогов главный акцент в нём сделан именно на лётную подвижность. Наиболее впечатляющая его особенность — способность выполнять манёвры под экстремальными углами атаки, что регулярно демонстрируется на международных авиасалонах.

Серийные поставки Су-57 начались в 2020 году, при этом на сегодняшний день собрано всего около тридцати–сорока машин, включая опытные образцы. Длина самолёта составляет 20,1 метра, размах крыльев — 14,1 метра, максимальная взлётная масса — 35 тонн. Двигатели «Сатурн» АЛ-41Ф1 развивают тягу по 142 кН каждый в форсажном режиме, разгоняя машину до скорости 2500 км/ч, что соответствует Маху 2,0. Боевой радиус действия истребителя оценивается в 1500 км, а практический потолок достигает 19 800 метров. Вооружение размещается во внутренних отсеках при выполнении задач с сохранением малозаметности, но при необходимости могут использоваться и внешние подвески.

Советская, а затем и российская доктрина ведения воздушного боя издавна отдавала предпочтение ближнему маневренному бою, исходя из убеждения, что ракеты и бортовые системы могут выйти из строя под действием помех. Поэтому в линейке российских истребителей — от Су-27 до Су-35 — всегда доминировала способность к энергичным манёврам. Су-57, созданный как многоцелевой малозаметный истребитель, должен был заменить устаревшие модификации «Фланкера», однако из-за крайне низких темпов выпуска пока не играет существенной роли в боевом составе. При этом он проектировался не только для задач воздушного превосходства, но и для ударных и перехватных миссий, причём приоритет отдавался не скрытности, а маневренности и боевой живучести.

Благодаря паре двигателей АЛ-41Ф1 истребитель обладает высоким соотношением тяги к весу даже при боевой нагрузке, а полностью цифровая система управления с интегрированным вектором тяги позволяет управлять самолётом в трёх измерениях. Сопла с изменяемым вектором тяги обеспечивают контроль по тангажу, рысканию и крену независимо от скорости воздушного потока. Это делает возможными постштопорные манёвры, мгновенное наведение носа на цель на низких скоростях и демонстрационные фигуры вроде «кобры Пугачёва».

Аэродинамика самолёта также ориентирована на агрессивное маневрирование. Большие несущие поверхности, наплывы на передней кромке крыла и широкий фюзеляж создают подъёмную силу даже при высоких углах атаки, а программное обеспечение допускает выход за пределы устойчивого режима полёта, оставаясь при этом под контролем пилота.

Теоретически, при условии полноценного развёртывания парка, маневренность Су-57 могла бы стать серьёзным преимуществом: она позволяет быстро наводить нос на цель для пуска ракет с большими углами упреждения и эффективно уклоняться от атак противника за счёт резких манёвров на предельных углах. В частности, самолёт способен заставить перехватчик или ракету пролететь мимо, особенно при одновременном использовании ловушек, помех и инфракрасных средств защиты. В условиях дефицита энергии машина сохраняет боеспособность, что должно обеспечивать превосходство в ближнем бою.

Российская концепция отражает скептическое отношение к идее, будто весь воздушный бой в будущем будет решаться за пределами визуального контакта. Су-57 рассчитан на ситуации, когда малозаметность или радиоэлектронные системы оказываются неработоспособными и победа зависит от мастерства лётчика. Однако такой выбор несёт за собой издержки — увеличенную эффективную площадь рассеяния и более заметный инфракрасный след. Если противник обнаружит Су-57 на дальности и нанесёт удар первым — как задумано в западной доктрине — его выдающаяся подвижность уже не спасёт.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий